Рисунок 1. Экологическая культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое назначение и функциональная роль экскурсий в обучении учащихся начальных классов
Экологическая экскурсия – это форма организации учебного занятия, ориентированная на знакомство детей с природной средой, законами ее функционирования и обитателями.
Эффективность экскурсионных занятий обусловлена тем, что они позволяют учащимся увидеть собственными глазами те объекты и процессы окружающего мира, о которых было рассказано педагогом или прочитано в учебной литературе. Это улучшает восприятие информации и закрепляет знания в голове ребенка, делая их более устойчивыми и долговечными. Визуальное восприятие создает в сознании младшего школьника более крепкие и целостные образы объектов и процессов окружающего мира.
Экскурсионные занятия помогают детям познакомиться с устройством окружающего мира. Ни наблюдают за его обитателями и учатся выявлять связи между природными объектами, процессами и явлениями.
Целевым назначением экскурсий в начальной школе является предоставление детям новых знаний об окружающем мире, развитие экологических представлений на основе личностного наблюдения за процессами и явлениями окружающего мира.
Чтобы у учащихся формировались более полные и устойчивые представления о природе, экологии и особенностях развития своего родного края, необходимо устраивать регулярные экскурсии, проводить их в разные времена года и, при различных погодных условиях.
Экскурсии способствуют формированию самостоятельности учащихся и раскрытию их творческих способностей. Они позволяют детям проявлять инициативу и наблюдательность в поиске ответов на вопросы о функционировании тех или иных процессов природы, развитии объектов животного и растительного мира. Кроме того, наблюдение увлекает ребенка младшего школьного возраста, что активизирует его познавательную заинтересованность в области экологии и усвоения основ экологической культуры.
Экскурсии помогают расширению кругозора учащихся и помогают усвоить программный материал более объемно и детально.
Функциональное значений экскурсий в развитии экологической культуры младшего дошкольника огромно. Экскурсия позволяет:
- Развить навыки наблюдения;
- Сформировать умения точного и детального восприятия объектов окружающего мира;
- Выделять существенные признаки в увиденном;
- Развить сообразительность суждений ребенка;
- Развить инициативность и любознательность;
- Развить работу воображения, необходимого для формирования личности младшего дошкольника;
- Развить чуткость восприятия природных объектов и процессов;
- Развить тонкость внимания к природным объектам и процесса.
Условия эффективного проведения экскурсий в младших классах
Независимо от тематики экскурсии и ее текущей задачи требуется соблюдать некоторые условия ее эффективного проведения. Можно выделить три основные группы принципиально значимых условий проведения экскурсионного занятия, ориентированного на результат:
- Эмоциональный компонент. Экскурсия формирует у детей определенное эмоциональное состояние, которое необходимо поддерживать педагогу на протяжении всего времени ее прохождения. Нельзя контролировать поведение детей. Им необходимо дать свободу действий, чтобы развить их самостоятельность в поиске ответов на вопросы, дать возможность поделиться друг с другом впечатлениями. Экскурсия должна носить неформальный характер т.е. педагогу нужно исключить авторитарный стиль общения, строгое соблюдение дисциплины. С детьми необходимо общаться на равных, вести добрые, задушевные беседы.
- Содержательный компонент. Экскурсия должна иметь конкретную цель и составленную в соответствии с ней программу проведения. Педагог планирует место проведения экскурсии, объекты или процессы для наблюдения, готовит вопросы для учащихся, составляет задания, которые необходимо выполнить на основании увиденного.
- Организационный компонент. Экскурсия должна быть тщательно и детально спланирована и заблаговременно подготовлена. Для этого определяется тема экскурсии, место и условия ее проведения, альтернативные варианты, на случай невозможности попасть именно в то места по каким-либо обстоятельствам, планирует маршрут прохождения экскурсии, последовательность действий и мероприятий в ее ходе. Любая экскурсия должна иметь четкий план.
В ходе экскурсии, педагогу необходимо придерживаться ее темы и направлять детей на наблюдении именно за конкретными объектами или процессами. Дети младшего школьного возраста могут отвлекаться, задавать педагогу вопросы, совершенно не относящиеся к теме экскурсии. Педагогу нужно уметь уходить от них и возвращать детей к теме данной экскурсии.
Все, что наблюдается, детям необходимо пояснять. При этом, длительных рассказов нужно избегать, потому что они будут неинтересны ребенку и, утомят его необходимостью долгой концентрации внимания.
Педагогу необходимо привлекать каждого учащегося к активному наблюдению. Это поможет развить более обширные экологические представления у них.
Количество новой информации, ее содержание и объем должны быть доступны для усвоения учащимися младших классов. Нельзя перенапрягать их, иначе освоение экологической культуры будет неэффективным. Дети должны сами стремится к познанию и воспринимать столько информации, сколько позволяют их интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности развития.
Развитие экологической культуры в ходе проведения экскурсии достигается за счет ознакомления детей с правилами взаимодействия с природой, формирования у них осознанной необходимости ее охраны.
Перед экскурсией, детям необходимо объяснить, что нельзя ломать ветки деревьев, срывать и топтать цветы, наносить вред коре деревьев, нельзя разрушать места обитания птиц, муравейники, ловить летающих насекомых и птиц, мусорить в лесу, жечь в нем костры и т.д. Если дети усвоят опасность вреда, который они могут нанести объектам природы, то постепенно у них разовьется бережное отношение к ним.