Экономическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, целью которого является формирование экономической культуры у детей
Сущность экономического воспитания
В настоящее время под экономическим воспитанием понимают целенаправленную и организованную педагогом деятельность, направленную на овладение ребенком экономическими знаниями, умениями и навыками.
Экономическое воспитание очень тесно связано с трудовым воспитанием, так как способствует формированию таких качеств личности ребенка как трудолюбие, организованность, самостоятельность, ответственность и т.д.
Одним из важнейших компонентов экономического воспитания является экономическая культура, основной которой является экономическое сознание.
Экономическое сознание – это усвоение и освоение ведущих законов экономики.
Формирование и развитие экономического сознания необходимо для того, чтобы понимать смысл экономической жизни общества, а также значение происходящих экономических реформ и их роль для развития страны. В свете последних экономических событий и общей экономической ситуации в стране, формирование экономического сознания у детей становится обязательным фактором.
Одним из ведущих компонентов экономического сознания является экономическое мышление.
Экономическое мышление – это способность осмысления явлений экономической ситуации в стране с учетом последних достижений науки и техники.
Именно экономическое мышление способствует формированию творческого подхода к решению различного рода экономических проблем.
Таким образом, основными компонентами экономического воспитания являются экономическое сознание и экономическое мышление.
Основными предпосылками экономического воспитания являются:
- Высокий уровень экономических знаний у сотрудников учебных заведений.
- Привлечение детей, по достижении допустимого возраста, к общественному труду, требующему не только базовых знаний в области трудового права, но и знаний в области экономики.
- Формирование умения рационально вести собственный бюджет и домашнее хозяйство.
- Формирование умения экономить и соблюдать режим экономии при необходимости.
Экономическое воспитание не выделяется в отдельный урок или занятие, оно осуществляется в рамках изучения основных предметов. Например, в процессе изучения географии дети изучают раздел «Экономическая география», тем самым знакомятся с особенностями экономики разных государств.
Процесс экономического воспитания так же осуществляется педагогом во время привлечения детей к труду, воспитанию навыков самообслуживания, во время экскурсий на предприятия и организации, в процессе встреч с работниками в рамках образовательного учреждения.
Таким образом, система экономического воспитания детей является комплексной системой, так как экономическое воспитание состоит из нескольких важных компонентов. Одним из наиболее важных компонентов экономического воспитания является экономическое сознание, на основании которого формируется и развивается экономическое мышление ребенка.
Цель и задачи экономического воспитания
Основная цель экономического воспитания – это формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и активного члена общества, который способен понимать и оценивать экономическую ситуацию в стране и при необходимости принимать в ней участие.
Задачи экономического воспитания:
- Воспитание экономической грамотности, сознания, культуры и мышления у подрастающего поколения.
- Формирование важных экономических качеств личности ребенка: экономность, трудолюбие, организованность и т.д.
- Развитие нравственно-ценностной мотивации, направленной на усвоение детьми базовых экономических знаний и формирование первичных умений и навыков экономической деятельности.
- Формирование умения самостоятельно получать экономические навыки и применять их в процессе жизнедеятельности.
- Включение детей в практическую деятельность, позволяющую не только получать необходимые экономические знания, но и совершенствовать уже имеющиеся.
Основа системы экономического воспитания
Система экономического воспитания основана на ряде теоретических положений, которые вытекают из поставленной цели и задач:
- Целенаправленный воспитательный процесс, организованный и реализованный педагогом, как основной принцип системы экономического воспитания детей.
- Формирование и развитие у детей экономического мышления и экономической культуры.
- Комплексное решение задач экономического воспитания детей, обучение мыслить и размышлять с экономической точки зрения.
Система экономического воспитания включает в себя:
- овладение экономическими знаниями;
- выработку необходимых экономических умений и навыков;
- развитие экономических представлений;
- осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности;
- формирование у детей в процессе экономического воспитания общечеловеческих, моральных качеств;
- побуждение к активной социальной жизни.
В результате экономического воспитания детей, решаются следующие вопросы и задачи:
- формируется реальное восприятие окружающего мира;
- овладение экономической терминологией;
- формируется экономическая культура, мышление, сознание;
- воспитывается бережное отношение к продуктам чужого труда, окружающим предметам и вещам;
- овладение детьми экономическими знаниями, умениями и навыками, научение мыслить по-хозяйски, обогащаясь опытом предков;
- развитие организационно-экономических, экономически и социально значимых умений у детей.
Таким образом, экономическая система воспитания играет важную роль в воспитании и подготовке полноценного члена современного общества, способного принимать активное участие в экономической жизни страны.