Сущность и причины дизорфографии
Дизорфография – это одно из специфических расстройств усвоения навыков орфографии, опосредованное нарушениями в речевом онтогенезе и невербальных процессах психики, которое проявляется в устойчивых, частых орфографических ошибках в письме, которые возникают и повторяются несмотря на то, что ученик знает орфографические правила.
Дизорфографию выявляют в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, при анализе рабочих тетрадей учащихся. Коррекционный логопедический процесс состоит из формирования фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического и синтаксического компонентов речевой системы.
Вместе с дислексией и дисграфией, дизорфография является одним из нарушений письменной речи. Дизорфографические ошибки начинают появляться к концу второго – началу третьего года обучения в школе, когда дети осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, приступают к изучению и применению на письме грамматических правил.
Причины развития дизорфографии крайне неоднородны и многообразны. В логопедии дизорфография рассматривается и изучается комплексно, с точки зрения педагогики, медицины и психологии. Принято выделять несколько групп этиологических факторов:
- нарушения устной и письменной речи – в дошкольный период у детей с дизорфографией встречается функциональная дислалия или стертая дизартрия, но при поступлении в школу обычно встречается стертое выражение общего недоразвития речи;
- отягощенный соматический статус – обычно у детей отмечается резидуально-органическое поражение ЦНС, которым объясняются патоморфологические механизмы трудностей обучения грамоте. Группой риска являются часто болеющие младшие школьники;
- школьная незрелость – психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность ребенка, что вызывает незавершенность созревания определенных структур мозга и психических функций на момент начала обучения. Дизорфография может быть инициирована перегруженностью ученика начальной школы учебными материалами.
Патогенез и классификация дизорфографии
Основой дизорфографии являются трудности овладения морфологическими и традиционными принципами письма. Морфемный принцип основан на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции. Традиционным принципом орфографии предполагается запоминание словарных слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память. В начальной школе трудности при овладении навыками орфографии можно объяснить:
- несформированными языковыми функциями – уровню речевого развития детей с дизорфографией характерен ограниченный набор лексических единиц, недостаточное владение навыками словообразования и единиц, недостаточное владение навыками словообразования и словоизменения;
- несформированной ВПФ – неоконченная латерализация речевых функций, дефицит произвольного внимания и нарушения речеслуховой памяти могут выступать в качестве предпосылок для возникновения орфографических ошибок.
Неоднородное проявление и тяжесть дизорфографии привели к тому, что ее оценивают с разных точек зрения. В связи с чем выделено несколько оснований для ее классификации, но наиболее распространена классификация на основании нарушения грамматических категорий и степени выраженности. В соответствии с лингвистическим подходом, принято выделять три типа дизорфографии:
- морфологическую – стойкие и множественные ошибки, проявляющиеся во время написания орфографически сложных слов. Ученик не может на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило;
- синтаксическую – часто ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно это проявляется в неумении правильно расставлять знаки препинания между частями и отдельными членами предложения;
- смешанную – состоит из систематических грамматических и пунктуационных ошибок, которые не исчезают самостоятельно.
Учитывая количество ошибок в пересчете на 100 орфограмм, и способность решать учебные задачи, выделяют три степени дизорфографии:
- легкая – 15-20% орфографических ошибок в письменных работах. Большинство заданий и упражнений ученик выполняет на оценку выше средней. а остальные – на среднем и высоком уровне;
- средняя – 20-30% ошибок в письменной речи, большая часть заданий выполняется на среднем уровне;
- тяжелая – 30-50% и более ошибок, более половины заданий оцениваются ниже среднего.
Симптомы и диагностика дизорфографии
Грамматические ошибки у учеников с дизорфографией полиморфны, повторяемы и стойки. Ошибки проявляются на втором году обучения, их количество и разнообразие постоянно растет, что связано с плохим знанием предыдущего учебного материала, усложнением видов письменной речи, например, появлением сочинений и изложений, а также изучением более сложных правил орфографии. Дети затрудняются в усвоении школьной программы по русскому языку.
Ученики, с дизорфографией могут заучивать правила, но не могут повторить их своими словами и применить на письме. Не обладая морфемным анализом, дети испытывают трудности при различении и написании предлогов и приставок и не могут выделить корень, суффикс и окончание в слове. Так как лексический запас у таких детей ограничен, они затрудняются с подбором однокоренных слов, чтобы проверить орфограммы.
Выявлять детей с дизорфографией должен школьный логопед. В начале учебного года специалист должен проводить обследование каждого ученика начальной школы, а для учащихся 2-4 классов, должен проводиться анализ также письменных работ. В процессе логопедической диагностики оценивают:
- степень понимания речи;
- владение связной речью и грамматическими нормами;
- сформированность звукопроизношения и звукослоговой структуры слова;
- объем словаря.
Изучая письменные работы логопеду необходимо обратить внимание на наличие и преобладающий тип грамматических ошибок, определить степень тяжести нарушения и его характер.
Дизорфографию следует дифференцировать от дисграфии, основа которой – нарушения фонематических принципов письма. Также, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть следствием частых заболеваний ребенка и пропусков школы, педагогической запущенности, перевода ребенка на обучение к другому учителю или на другую программу. В таком случае грамматические пробелы носят нестойкий характер и могут преодолеваться при объяснении и усвоении орфографических правил.