Роль наглядных методов обучения на уроках музыки
Наглядные средства обучения – это способы представления учебной информации посредством наглядного представления данных в виде карточек, схем, таблиц, моделей и т. п.
Наглядные средства получили широкое применение в образовательном процессе. Уроки музыки, музыкальное воспитание не являются исключением.
Использование наглядных средств обучения, носящих дидактический характер, позволяют воспринять сложность и многообразие музыки, развить эмоциональное восприятие музыкальных произведений.
Применение наглядных дидактических средств на музыкальных занятиях основано на дидактическом принципе наглядности. Он заключается в том, что у учащихся формируется в сознании образ изучаемого объекта или фиксируются какие-то действия с ним, а иногда и формируются ассоциации, возникновение которых приводит к всплыванию музыкального произведения в памяти учащегося.
Необходимость применения наглядных дидактических средств на уроках музыки обусловлена следующими факторами:
- Посредством наглядных средств можно пояснить содержание музыкальных произведений;
- Доступность восприятия музыки, через наглядное представление ее сущности;
- Развитие полноценного представления о музыке, ее творческом потенциале, выразительности и эмоциональном окрасе в игровой форме;
- Формирование навыков чувственного восприятия музыкальных произведений;
- Наглядные средства обучения активно воздействуют на сенсорные способности организма, что активизирует развитие чувства ритма, слухового восприятия музыкальных произведений;
- Мотивация к музыкальному познанию;
- Активизация интеллектуальной и творческой активности, посредством наглядных дидактических средств.
Наглядные средства способствуют не только музыкальному развитию учащихся, но и активизируют их познавательную активность и помогают раскрыть творческий потенциал личности учащегося.
Использование наглядных средств при изучении музыкальной теории
Наглядные дидактические средства применяются для изучения теоретических основ музыки, постижения ее сути и в иных направлениях музыкального развития учащегося.
На уроках музыки, наглядные средства могут стать продуктивным инструментом ознакомления с музыкальной теорией. Постижение музыки невозможно без знакомства с композиторами, музыкальными жанрами, историей музыки. Поэтому, музыкальная теория вводится в программу музыкального образования.
Наглядные средства, применяемые для постижения музыкальной теории, используются на учебных музыкальных занятиях в следующей последовательности:
Объяснение музыкальной теории. С помощью наглядных средств происходит знакомство с композиторами, музыкальными инструментами, осуществляется схематичное представление нот музыки. Распределение музыкальных жанров, их различия, периоды возникновения могут быть представлены в табличной форме, а видеозаписи дадут наглядное представление деятельности композиторов, содержания музыкального произведения. Например, записи концертов, выступлений оркестров демонстрируют учащимся реакцию зрителей на музыкальное произведение, эмоциональное состояние музыкальных деятелей.
Закрепление знаний музыкальной теории. Для этих целей используется раздаточный дидактический материал: карточки, картинки, модели, а также дидактические игры музыкальной направленности. Такие игры имеют определенные правила и могут быть использованы учащимися не только в ходе музыкального занятия, но и самостоятельно (например, дома при выполнении домашнего музыкального задания).
Рисунок 1. Музыкально-дидактические игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работПовторение теоретического материала. Оно реализуется путем домашнего задания и проверки его выполнения, посредством использования схем и таблиц.
Обобщение теоретической информации. Оно реализуется путем проведения совместных обсуждений, зарисовки изображений(например, сцен музыкального произведения на доске), записи нот.
Творческое применение теоретических знаний. Для этого используются дидактические задания, основанные на разгадывании кроссвордов, ребусов, головоломок.
Наглядные средства, применяемые для развития музыкального восприятия
Музыкальное восприятие – это навыки прослушивания музыкального произведения и осознания его содержания, постижения его сути, и видение отраженной в нем реальной действительности, жизненных сцен.
Для формирования у учащихся навыков музыкального восприятия, используются такие наглядные средства:
- Видеозаписи. Учащимся включаются записи музыкальных концертов, видеоролики исполнения песен певцами, проигрывания музыки композиторами. Это позволяет не только воспринимать музыку на слух, но и видеть эмоции автор музыкальных произведений, чувства, которые они стремятся передать;
- Слайды. На слайдах музыкальная информация может быть представлена в виде нот, что дает понимание основ музыкального произведения, в виде записи текста песен в буквенном выражении, демонстрирующем разделение песни на куплеты, отделения запева от припева, выделения тех мест музыкального произведения, которые отражают его принадлежность к конкретному жанру и т.д.;
- Схематичное сравнение музыкальных произведений;
- Табличное представление характеристик различных музыкальных жанров;
- Выражение услышанного произведения творческими средствами: художественное видение, театральные постановки, декоративные средства и т.д.;
- Аналитические рассказы. Учащимся представляется анализ музыкального произведения в виде печатной информации или видео-записи аналитика;
- Рисунки, иллюстрации. Они отражают отдельные сцены музыкального произведения, действия его героев, смысл произведения для той эпохи, в которой оно было написано.
Наглядное представление содержания музыкального произведения позволяет осмыслить его значение для социального периода развития общества и его граждан, понять эмоциональный настрой автора произведения и постичь чувства, которые он вложил при его написании и хотел донести до слушателей.
Наглядные средства способствуют не только более прочному закреплению музыкальных знаний, но и их осознанному восприятию.
Интерес к музыкальному творчеству в разы повышается, если на уроках музыки информация представляется в наглядной форме.