Дидактические игры как один из ведущих способов обучения в детском саду
Дидактическая игра – это вид активной деятельности, направленной на имитационное моделирование изучаемых систем, явлений и процессов.
Главным отличием игры от любого другого типа деятельности является то, что ее предмет – непосредственная деятельность детей. В дидактической игре основной тип деятельности - учебная, вплетающаяся в игровую и приобретающая черты совместной игровой учебной деятельности.
К обучающим задачам можно отнести:
- обучение детей различению и правильному названию цветов и геометрических фигур;
- уточнение представлений, касающихся столовой посуды или одежды;
- формирование умения сравнения предметов по внешним признакам, расположению в пространстве и пр.;
- развитие глазомера и координации мелких движений.
Обучающую задачу воплощают создатели игры в соответствующем содержании, реализация с помощью игровых действий, выполняемых детьми.
Возможность обучить маленьких детей через активную и интересную им деятельность – отличительная особенность дидактической игры.
Особенности дидактических игр и их виды
Принято выделять несколько разновидностей дидактических игр:
- дидактические игры с предметами;
- настольно-печатные игры – имеют разнообразное содержание, обучающие задачи, оформление. Они позволяют уточнять и расширять представления детей, касающиеся окружающего мира, систематизировать знания и развить мыслительные процессы;
- словесные игры – отличаются решением обучающей задачи в мыслительном плане, на основании представлений, и не опираясь на наглядность. В связи с этим словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра обладает собственной структурой, состоящей из нескольких компонентов:
- обучающая задача - основной компонент дидактических игр, которому подчиняются все остальные. Для детей обучающую задачу формулируют в качестве основной;
- игровые действия – способы проявить активность ребенка в игровых целях: опустить руку в волшебный мешочек; выбрать предмет и описать его; увидеть и охарактеризовать изменения, произошедшие с игрушками, которые стоят на столе.
Дети раннего и младшего дошкольного возрастов в дидактической игре увлекаются игровым процессом, поэтому игровые действия отличаются простотой и однотипностью. Дети среднего и старшего дошкольного возрастов уже могут выполнить более сложные игровые действия, включающие несколько игровых элементов.
Значимое место в дидактической игре отведено правилам. Именно ими обеспечивается реализация игрового содержания. Они делают игру демократичнее, им подчиняются все участники игровой деятельности.
Дидактические игры используют на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выступая как эффективное средство обучения, они могут выступать как составная часть занятия, а в группах раннего возраста – основная форма организации учебного процесса.
Также следует уделять внимание проведению различных упражнений. Они подразделяются на лексические и словарные. Лексические упражнения нужны, чтобы закрепить знания по лексике, закрепить лексические умения и навыки. Словарные упражнения проводят, чтобы глубоко воспринимать речь через чтение и слушание, либо в связи с порождением речи – говорением, письмом.
Лексические упражнения в качестве одного их ведущих видов обучения в детском саду
Значимое место в работе с детьми дошкольного возраста отводится упражнениям, словесным играм, основное назначение которых заключается в том, чтобы развить у детей внимание к словам и более точное словоупотребление. Особая роль лексических упражнений заключается в том, что они предупреждают речевые недочеты, активизирует словарь, формирует практические навыки: умение быстро выбирать наиболее точное слово, составлять предложения, различать оттенки в значении слова. Такими играми у детей воспитывается языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарное осознание элементов языковой действительности.
Лексические упражнения состоят из логического анализа лексического понятия, анализа лексических значений, составления семантических рядов. Словарные упражнения состоят из заданий, требующих составлять словосочетания и предложения.
Лексические упражнения редко проводят на специальных занятиях, которые полностью посвящаются данной теме, обычно такие упражнения включены в занятия, посвященные развитию речи и занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Например, если определенное занятие, направленное на развитие связной речи, рассчитано на 20 минут, то от 2 до 10 минут из них можно посвятить специальным лексическим упражнениям. На занятиях, посвященных знакомству с художественной литературой, лексические упражнения вводят, когда есть необходимость комментировать лексику писателя.
Специальные упражнения по лексике видят свою цель в конкретных лингвистических задачах:
- развитие понимания обобщающего смысла слова;
- развитие понимания отношений между целым и его частью;
- развитие понимания отвлеченного смысла слова;
- развитие языкового чутья в области морфологии, то есть в усвоении абстрактных значений морфем;
- усвоение антонимов в качестве средства осмысления значений слов;
- развитие стилистического чутья;
- усвоение переносного значения слов и этических понятий через знакомство с художественной литературой.
Метод обогащения детского словаря на специальных занятиях – практический.
Наиболее часто, проводя лексические упражнения, используют приемы дидактических игр. Например, игры с дидактическими, то есть специально изготовленными, куклами. Также используют игру «волшебный мешочек», в ней ребенок должен опустить руку в мешочек, наполненный мелкими предметами, и на ощупь узнать и назвать предмет. Детей необходимо знакомить с окружающим миром и объяснять лексическое значение слова просто указывая на реальный предмет, действие или признак.