Развитие лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения фонетики
Компетенция – это способность выполнения конкретной деятельности посредством имеющихся знаний и навыков.
Лингвистическая компетенция – это навыки языкового произношения, полноценное владение языком, отражающее умение воспринимать информацию на слух, полноценно и понятно произносить слова и фразы.
Лингвистическая компетенция отражает умение правильного формулирования высказываний, конструктивную речь, а также знания о том, каким образом устроен язык, из каких компонентов он состоит и каковы его особенности.
Развитие лингвистической компетенции является необходимым условием образовательного процесса, а также личностного развития учащегося.
Такая компетенция обеспечивает:
- Формирование познавательной культуры учащегося.
- Развитие логики.
- Активизацию работы памяти.
- Формирование воображения.
- Эффективное функционирование всех мыслительных процессов.
Лингвистическая компетенция относится к когнитивным компонентам личностной структуры. Она связана с познавательной активностью учащегося, его практическими навыками в различных направлениях деятельности, мотивационной сферой и эмоциональным компонентом.
Формирование лингвистической компетенции связано:
- С мотивацией к саморазвитию и самосовершенствованию.
- С формированием системного мышления.
- С формированием учебно-языковых навыков.
- С формированием навыков работы с учебным материалом.
- С развитием навыков анализа и синтеза через фонетический и фонологический разбор слова.
Наличие лингвистической компетенции позволяет учащемуся работать с языковым материалом, проводить анализ языковых данных и осознанно осваивать язык, применяя его на практике.
Структура лингвистической компетенции
Лингвистическая компетенция состоит из следующих компонентов:
- Лингвистические знания. Сюда входят теоретические данные о языке, как научной отрасли и социальном объекте, его знаковом строении, понятийном аппарате и методах изучения.
- Лингвистические навыки. Это способности практического использования лингвистических навыков. Сюда входят навыки восприятия, опознания, классификации, анализа и обобщения.
- Способности и возможности применения лингвистических навыков. Умения самоанализировать свою речь, оценивать произношения, осознавать свою деятельность, аргументировать свою точку зрения.
Формирование лингвистической компетенции необходимо для того, чтобы осваивать строение языка, языковые факты, нормы и правила. Иными словами, формирование лингвистической компетенции является условием эффективного освоения языка и формирования иных видов компетенций учащегося.
Технология диагностирования лингвистической компетенции
Сформированность лингвистической компетенции можно проследить при рассмотрении у учащегося языковых умений и навыков и степени их развитости. К таким языковым умениям относятся:
- Навыки распознания единиц языка;
- Навыки языкового анализа;
- Навыки объяснения и доказывания чего-либо;
- Навыки сопоставления и группировки;
- Навыки проведения лингвистического разбора;
- Навыки правильного употребления разнообразных языковых единиц в своей речи.
Формирование лингвистической компетенции реализуется в различных задачах фонетико-фонологической направленности. Чтобы выявить уровень развитие компетенции и степень ее сформированности учащимся дают задания развивающего характера, которые выполняются письменно и затем анализируются педагогом.
Проведение диагностики реализуется в несколько этапов:
- Учащимся предоставляются задания, выполнение которых отражает готовность к развитию лингвистической компетенции. Такие задания можно использовать и для оценки фундамента сформированной лингвистической компетенции т.е. они позволяют оценить возможности формирования компетенции у конкретного учащегося, исходя из особенностей его развития и интеллектуальных возможностей.
- Учащимся предоставляются задания, выполнение которых отражает уровень лингвистической компетенции, которая уже сформирована.
- Проведение контрольной диагностики. Такая диагностика представляет собой проведение повторного выявления уровня сформированной лингвистической компетенции после изучения конкретного курса фонетики.
Диагностирование сформированности лингвистической компетенции происходит за счет построения заданий в форме решения фонетико-фонологических задач. При этом, такие задачи имеют творческую ориентацию исполнения. Это необходимо для того, чтобы расслабить учащихся, мотивировать их заинтересованность в выполнении заданий.
Каждое задание требует развернутого ответа. Степень его развернутости, также, свидетельствует об уровне лингвистической компетенции.
Учащимся можно предоставить задания на продолжение высказывания или заполнение пропущенных фраз, задания, требующие конкретного ответа, причем развернутого и аргументированного или задания, где необходимо выразить свою точку зрения и обосновать ее. Также, актуально применение заданий, в которых необходимо преобразовать текст из одной формы представления в другую. Например, из художественной в научную. Такие тексты содержат лингвистический подтекст.
При диагностировании используются задания на определение уровня фонетических навыков слышанья и различения звуков и букв в конкретном слове. Учащиеся должны дать верный ответ о том, сколько букв и звуков содержит слово, в каком месте текста пропущена буква, в каком звук, определить позиции звуков в слове, прокомментировать ударную ли позицию занимает звук. Это задание отражает умение детей различать звуки и буквы, понимание их различий и функциональной роли. Полноценное выполнение упражнения свидетельствует о полноценном формировании лингвистической компетенции в области понимания и различения фонематического состава слова.