Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика агрессивности младших школьников

Особенности проявления агрессивности у младших школьников

Особенности проявления агрессивности у младших школьников, в первую очередь связаны с их возрастными особенностями. У младших школьников еще не достаточно развита воля, они не имеют опыта длительного достижения поставленной цели, преодоления трудностей и препятствий. Кроме того, они отличаются повышенной эмоциональностью, не умеют сдерживать свои чувства, непосредственны и откровенны в выражении чувств и эмоций, склоны к частой смене настроений и аффектам.

Инициаторами агрессивности в младшем школьном возрасте выступают не отдельные личности, а группы детей, агрессивное поведение которых становится с каждым разом все более организованным.

Со временем младшие школьники приобретают навыки конструктивного общения, в связи с чем, изменяется и вид агрессивности с инструментальной на враждебную.

В настоящее время принято выделять следующие виды агрессивности детей младшего школьного возраста:

  • По проявлению агрессивности
  • По механизму агрессивного поведения

Опираясь на тип проявления агрессивности выделяют четыре категории детей:

  1. Дети, имеющие склонность к физической агрессивности – физически развитые и активные дети, обладающие определенными лидерскими качествами, любят демонстрировать свою силу и превосходство. Отличаются слабой сдержанностью и самоконтролем.
  2. Дети, имеющие склонность к проявлению вербальной агрессивности – отличаются психической неуравновешенностью, неуверенностью в себе, у них отмечается тревожность. Внешне они угрюмы и высокомерны. Обладают низкой фрустрационной толерантностью. В действиях спонтанны, непредсказуемы, очень обидчивы.
  3. Дети, имеющие склонность к проявлению косвенной агрессивности – импульсивны, имеют недостаточный уровень самоконтроля и осознанности собственных действий, редко задумываются об их последствиях. Отличительная особенность таких детей то, что они стремятся к немедленному выполнению своих желаний и потребностей, не считаясь с обстоятельствами, этическими и моральными нормами.
  4. Дети, имеющие склонность к негативизму – отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, любую критику воспринимают как обиду и оскорбление. Не могут в полной мере сдерживать свои эмоции и негатив.
« Диагностика агрессивности младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы диагностики агрессивности младших школьников

В настоящее время наиболее распространенными эмпирическими методами диагностики агрессивности детей младшего школьного возраста являются:

  • Проективные методики (чаще всего рисование)
  • Наблюдение
  • Опросники
  • Беседа

Еще одним методом, признанным весьма эффективным, является разработанный и апробированный за рубежом метод оценивания другими. Оценить агрессивность ребенка просят сверстников (одноклассников), педагогов, родителей. Основным достоинством данного метода является его объективность, обусловленная отсутствием заинтересованности со стороны опрашиваемых. Кроме того, методика проводится анонимно, то есть не может быть оказано давление на высказываемое мнение.

Использование опросников, как метода диагностики агрессивности имеет ряд ограничений, которые сужают круг их применения:

  1. Предоставляют отвечающему возможность выбора желаемого ответа, что снижает объективность полученного результата
  2. Возрастное ограничение (неприемлемо для детей младшего школьного возраста)
  3. Субъективность, выраженная в том, что все опросники, несмотря на их многообразие, предполагают наличие исследователя.

Таким образом, опросники не могут быть использованы в качестве метода диагностики агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Замечание 1

Наиболее эффективными методами диагностики признаны проективные методики. Они позволяют исследовать особенности личности ребенка, которые недоступны при наблюдении и которые невозможно выявить в процессе общения (опроса или беседы).

Проективные методики предусматривают осуществление работы испытуемого со стимульным материалом. Чаще всего суть методики сводится к рисованию или придумыванию истории.

В отличие от иных методов диагностики, проективные методики свободны от ограничений. К тому же цель диагностики, в них чаще всего замаскирована, что гарантирует достоверность полученных данных.

Непосредственно в работе с младшими школьниками предпочтение отдается методу наблюдения. Это объясняется тем, что зачастую использование иных методов попросту затруднено, в первую очередь в силу психического развития детей данного возраста.

Наблюдение позволяет получить достаточно полную картину. Однако она может быть искажена тем, что наблюдатель при фиксировании фактов может вложить в них собственные симпатии и антипатии по отношению к конкретному ребенку.

Замечание 2

Таким образом, каждая из методик не застрахована от того, что на полученный результат не будет оказано влияние со стороны объекта или субъекта исследования. Поэтому для получения максимально точного результата необходимо использовать комплекс различных методик.

Обзор психодиагностических методик, используемых в работе с младшими школьниками

Остановимся кратко на описании методик, используемых в настоящее время для диагностики агрессивности младших школьников.

Проективная графическая методика «Кактус»

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Детям предлагают нарисовать кактус и наделить его характером, то есть таким, каким они его себе представляют. Для проведения методики используются цветные карандаши, к которым каждый ребенок имеет свободный доступ.

Методика «Крокодилы».

Цель: выявление агрессивных тенденций.

Предлагается нарисовать крокодила, с определенными характеристиками его личности, либо дают готовое изображение крокодила, которое необходимо раскрасить. Так же используются цветные карандаши, к которым каждый имеет свободный выбор.

Методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)

Цель: выяснение склонности к агрессивным формам поведения.

Одна из наиболее популярных методик, детям предлагается придумать и нарисовать вымышленное животное. Свободный доступ к карандашам, самостоятельный выбор не только цвета, но и размера животного и его расположения на листе бумаги.

Тест Розенцвейга (детский вариант).

Цель: выявление проявления открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал – 15 картинок, с изображением затруднительных ситуаций, которые ребенок должен разрешить так, как он бы поступил в жизни.

Тест руки Вагнера.

Ребенку предлагается «стоп-кадр», на котором изображены кисти рук. Задача состоит в том, чтобы он интерпретировал изображенное рукой действие.

Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot