Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детская психофизиология

Предмет детской психофизиологии и методы проведения психофизиологических исследований

Определение 1

Психофизиология – это научное направление, занимающееся изучением вопросов психического и физиологического развития организма, а также физиологических факторов развития психических процессов и явлений.

Психофизиология ориентирована на исследование психики, подверженности формирования психических процессов механизмам физического развития организма, особенностей функционирования физиологических процессов.

Психофизиология занимается разработкой вопросов возрастного развития, физиологии нервных процессов, оказывающих воздействие на становление психических основ жизнедеятельности в разные возрастные периоды развития.

Детская психофизиология занимается исследованием развития психических процессов в разные возрастные периоды развития ребенка, механизмов реализации психической деятельности и их влиянии на общее развитие ребенка.

Особенности психофизиологического развития ребенка учитываются при построении образовательного процесса на разных этапах обучения. Они являются фундаментом формирования методов образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Психофизиология позволяет выявить механизмы развития физических процессов организма и их воздействие на становление психики ребенка.

Основными методами психофизиологических исследований выступают приемы изучения физического развития и функционирования отделов головного мозга, отвечающих за развитие конкретных психических процессов и их функций.

Психофизиологические исследования проводятся посредством:

  • Электрофизиологических методов исследования. Они ориентированы на определение электрической активности головного мозга, его отдельных сторон и областей.
  • Методов магнитоэнцэфалографического исследования. Они предполагают проведение томограммы мозговых процессов для определения развития восприятия и обработки информации в нервной системе организма.
«Детская психофизиология» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психофизиологические особенности развития ребенка раннего возраста и их учет в образовательном процессе

В раннем возрасте наблюдается наличие ряда особенностей в психофизиологическом становлении и развитии детского организма.

До трех летнего возраста наблюдается активное становление мозговых систем и мозговых процессов. При этом, данное развитие носит скачкообразный характер. Происходит заложение основ характера ребенка, который формируется активно в течение определенных временных промежутков, имеет замедление темпов в другие временные промежутки.

В раннем возрасте формируются все физиологические системы организма, которые стимулируют развитие психики и становление ее функциональных характеристик.

Особенности психофизиологического развития ребенка раннего возраста берутся в расчет при организации его обучения и воспитания. Рассмотрим связь развития психических и физических процессов с образовательной деятельностью ребенка, с усвоением им знаний и формированием навыков деятельности:

  1. Активное развитие двигательного аппарата и его связь с развитие визуального восприятия. Это формирует потребность в совершении ребенком манипуляций с различными предметами и объектами. Зрительное внимание ребенка расширяется и улучшается по мере развития его двигательных навыков. Потому, в раннем возрасте актуально включение в образовательный процесс подвижной игровой деятельности и манипуляций с предметами.
  2. Развитие навыков распознавания и узнавания объектов реализуется через функции зрительного восприятия, расширение сферы их действия, минимизацию совершения тактильных действий ребенка с предметами.
  3. Включение в образовательный процесс видов деятельности, стимулирующих развитие зрительно-моторной координации.
  4. Расширение функционирования детских ощущений. Они активизируются за счет наполнения предметно-развивающего пространства детской образовательной организации объектами разных форм и размеров, цветовой гаммы, ароматов. Это позволяет познакомить ребенка с устройством окружающего мира через его ощущения.
  5. Формирование межполушарной асимметрии. Оно связано с повышением активности левого полушария, дающего ребенку осознание своего «Я» и формированием работы речевого аппарата. Это происходит с полутора до трех летнего возраста. В это время следует уделить особое внимание развитию речи, пространственной ориентации.

Психофизиологические особенности развития ребенка дошкольного возраста и их учет в образовательном процессе

Среди основных психофизиологических особенностей развития организма ребенка дошкольного возраста можно отметить ряд тех, которые определяют основу разработки дошкольной образовательной программы, методические рекомендации обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. К таким параметрам развития относятся:

  1. Развитие словесно-логического мышления в пяти-шести летнем возрасте;
  2. Формирование целенаправленной работы восприятия;
  3. Преобладание наглядно-образного мышления. Оно предполагает оперирование образами тех объектов и явлений, которые ребенок видел и, которые сохранились в его памяти в виде образов;
  4. Становление грамматически верной речи на третьем-четвертом году жизни и формирование с полноценной связной речи к концу дошкольного возраста;
  5. Развитие сосредоточенного и устойчивого внимания и произвольного запоминания к четырех летнему возрасту;
  6. Слабое развитие словесно-логической памяти в течение всего дошкольного возраста и преобладание чувственной памяти т.е. лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции и чувства;
  7. Активное развитие воображения к пяти летнему возрасту;
  8. Формирование физических навыков, двигательной активности к пяти-шести годам. Физические действия активно осваиваются и к концу дошкольного возраста происходит выработка навыков совершения, практически всех физических действий.

Следует отметить, что на этапе дошкольного детства наблюдается слабое развитие работоспособности ребенка. Детям трудно сконцентрировать свое внимание на одной и той же деятельности в течение длительного временного периода. Это приводит к переутомлению, потому требуется соблюдение определенной частоты смены видов деятельности дошкольников и предоставление познавательной информации в интересной, наглядной форме – яркой и красочной.

Дата последнего обновления статьи: 11.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot