Роль художественной литературы в развитии коммуникативных навыков
Художественная литература выступает в качестве действенного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она способствует развитию мышления и воображения детей, обогащая их эмоции и предоставляя прекрасные образцы русского литературного языка.
В период дошкольного детства происходит становление речи и ее формирование. В этот период детьми усваиваются звуки родного языка, они учатся отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливают словарный запас. С развитием речи у детей отмечается усиление потребности в общении. Постепенно они уточняют правила общения, осваивают новые формулы речевого этикета. В отдельных ситуациях дети могут отказаться от использования общепринятых речевых форм. Это может быть связано с недостатком общения, чтения и слушания художественной литературы, ввиду чего их словарь беден. Важнейшим способом решения данной проблемы выступает обучение речевому этикету.
Функции выполняемые художественной литературой в развитии коммуникативных способностей детей:
- обогащать, уточнять и активизировать словарный запас детей на основании формирования у них конкретных представлений и понятий;
- развивать навыки связной речи;
- предоставлять образцы правильной литературной речи, богатой эпитетами, сравнениями, метафорами, эмоционально-оценочной и сказочной лексикой;
- воздействовать на эмоциональной развитие ребенка, на понимание им эмоционального состояния окружающих людей, на умение выражать собственное эмоциональное состояние словами и развивать культуру речи;
- развивать творческие способности.
В начальной школе развитие коммуникативных способностей детей средствами художественной литературы ведут по следующим направлениям:
- совместная работа учителя с детьми;
- самостоятельная деятельность;
- работа с родителями;
- создание развивающей пространственной среды в кабинете.
Совместная деятельность учителя с детьми осуществляется во время:
- чтения и обсуждения художественного произведения;
- рассказывания сказок;
- заучивания стихотворений;
- пересказа литературных произведения;
- сочинения стихов, небылиц и рассказов;
- литературных викторин и конкурсов.
В ходе образовательной деятельности при осуществлении режимных моментов, наиболее эффективно себя показали следующие формы работы:
- знакомство с новыми книгами в уголке самостоятельного чтения;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и книгам познавательного содержания;
- беседы по прочитанным произведениям;
- загадки;
- разыгрывание сценок из произведения;
- показ сказок;
- скороговорки, считалки, потешки и пр.
Дети могут применять свои коммуникативные способности в следующих видах самостоятельной деятельности:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры, нацеленные на развитие речи, познавательные дидактические игры;
- игры-драматизации;
- разыгрывание сюжетов сказок в кукольном и настольном театре;
- игры-соревнования на знание загадок или кто назовет больше сказок с добрыми героями, русские и зарубежные сказки и пр.
Особое значение в процессе приобщения детей младшего школьного возраста к книгам придается сотрудничеству с родителями. Ясное понимание того, что чтение укрепляет духовную связь ребенка и взрослых, помогает преодолевать дефицит общения детей с родителями, так как процесс осознания художественной литературы не может носить чисто механический характер – он является совместной работой души и разума.
К сожалению, многие родители относятся к детскому чтению не серьезно, считая это занятие не обязательным.
В связи с этим школе необходимо проводить консультации, направленные на организацию домашнего чтения, давать родителям советы, какие сказки лучше читать ребенку на ночь, как учить детей рифмовать, слова, почему стоит читать книги каждый день. Дополнительно можно организовать выставку рисунков о любимых сказочных персонажах детей.
Важность работы с художественной литературой
Важная часть работы школы – ранняя социализация детей. Детская библиотека выступает в этом вопросе в качестве основного социального института, способного помогать педагогам, семье в процессе формирования школьника как читателя.
Часто школы бывают расположены в шаговой доступности от детских библиотек, и они широко используют эту возможность для осуществления плодотворного сотрудничества.
Дети становятся постоянными гостями библиотеки, в которой библиотекари проводят целые циклы занятий. Сотрудники библиотеки в свою очередь являются частыми гостями школ. Также дети часто принимают участие в различных проектах и выставках, которые проводятся совместно с районными библиотеками.
Дети проводят в школе много времени, поэтому там необходимо создать для них развивающую пространственную среду. Ее основные компоненты:
- детская художественная литература на разные темы;
- энциклопедии и книги о природе и технике;
- дидактические игры по речевому развитию, ознакомлению с окружающим миром и миром природы;
- кукольные и настольные театры по сюжетам литературных произведений;
- иллюстрации и альбомы по сказкам.
Один раз в месяц следует проводить тематическую неделю, посвященную творчеству писателя или поэта.
Главным результатом проделанной работы является то, что дети любят книги, интересуются ими, рассматривают, просят почитать, обмениваются впечатлениями, активно используя в своей речи выразительные языковые средства, сочиняют и фантазируют, с удовольствием принимают участие в инсценировке сказок.
Нельзя забывать, что ознакомление с художественной литературой представляет не просто чтение, а целостный анализ произведения, который обязательно включает выполнение игровых и творческих заданий. Только в таком случае можно ожидать, что знакомство с произведением будет оказывать благоприятное воздействие на процесс развития речи и интеллект ребенка.