Современное общество пересматривает свою философию, и ценностные ориентации государства приобретают новый уровень. Далеко в прошлое ушла тенденция деления общества на «полноценных» и неполноценных граждан и приоритетное положение «полноценных». Сейчас все люди признаются равноправными и равнозначимыми. Каждому члену общества, независимо от его физического и психического развития, гарантируется гуманное отношение, что подразумевает: реальное признание прав и свобод личности, имеющей отклонения в развитии, положительное отношение к инвалидам, признание их прав и создание условий для их образования и развития, обеспечения нормального существования в социальной среде.
В настоящее время, социальная политика государства ориентируется на решение проблем детской инвалидности. Работа ведется в следующих направлениях:
- Предоставление социального статуса ребенку-инвалиду;
- Признание личности с ограниченными возможностями, равноправным членом социума;
- Интеграция ребенка-инвалида в социальную среду;
- Прогрессивное развитие детей-инвалидов;
- Обеспечение комфортных условий для нормального существования детей-инвалидов в социальной среде, поддержание их психического и физического здоровья.
Основные социальные проблемы детей-инвалидов
К детям-инвалидам относятся несовершеннолетние граждане, имеющие разнообразные отклонения в развитии, приводящие к сложностям в их социальной жизнедеятельности, проблемам в социальной адаптации, связанным с нарушением роста и развития ребенка, пространственной дезориентации, неспособностью обслуживать себя, ухаживать за собой, контролировать свои эмоции и поведенческие реакции, полноценно обучаться и развиваться.
Инвалидность может развиваться в результате разнообразных причин. Это могут быть наследственные заболевания, сложное внутриутробное развитие, врожденные патологии, приобретенные заболевания, последствия перенесенных травм психического и физического характера.
Дети-инвалиды сталкиваются с большим количеством сложностей при интеграции в социальную среду. Им требуется помощь специалистов различных направлений, прежде всего социальных работников. Для этого, на государственном уровне, создаются службы социально-педагогической помощи, включающие сопровождение психологов и медицинских работников.
Социально-педагогическая поддержка ориентирована на решение следующих проблем детей-инвалидов:
- Приоритетной проблемой детей с ограниченными возможностями, выступает сбой социальных связей, невозможность организации адекватного социального взаимодействия. У детей-инвалидов наблюдается ограничение социальной мобильности, сложности в построении коммуникативных связей с гражданами различных возрастных категорий, им недоступны многие культурные ценности, нормальная организация досуга, а в некоторых случаях, детям просто не хватает простого обучения социальным навыкам. Такая проблема развивается в следствие, как внутренних факторов т.е. наличие отклонений у ребенка, так и в результате социальной среды. Социальная политика государства не всегда развивается в должном направлении и, очень часто, приводит к формированию общественного сознания, стереотипов в отношении детей-инвалидов, усугубляющих процесс их социальной адаптации;
- Неравенство возможностей детей-инвалидов с остальными членами общества. Детям-инвалидам не предоставляется достаточного количества прав и свобод для развития своих природных задатков и талантов, тем более что это развитие не всегда возможно осуществить стандартным путем, а применение нестандартных подходов требует дополнительных материальных и технических ресурсов;
- Рассмотрение ребенка-инвалида в качестве пассивного объекта социально-педагогической работы. Очень часто, детей-инвалидов не рассматривают в качестве развивающихся личностей, которые нуждаются в удовлетворении социальных потребностей, имеют свои стремления, интересы, творческие ориентации, нуждаются в самовыражении.
Инвалидность является широко распространенным явлением современного мира. И работа социальных служб по борьбе с инвалидностью должна проходить в двух основных направлениях:
- Профилактика развития детской инвалидности. Сюда входят разнообразные мероприятия и их комплексное воздействие, помогающие снизить процент инвалидности в стране или регионе за счет повышения качества медицины, пропаганды здорового образа жизни и т.д.;
- Проведение социальной реабилитации детей-инвалидов. Сюда входят мероприятия, направленные на оказание всесторонней помощи и поддержки детей-инвалидов, адаптация их к социальной действительности. Необходимо создавать большое количество реабилитационных служб разной направленности, развивать сеть коррекционных школ, оборудовать обычные учебные заведения, медицинские заведения необходимыми приспособлениями для комфортного нахождения в них детей с ограниченными возможностями.
Целевое назначение социально-педагогической работы с детьми-инвалидами
Социальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, ориентирована на изменение социального сознания, пересмотр, принятых в обществе установок, искоренение негативного отношения к гражданам с ограниченными возможностями, предотвращение развития социальной дискриминации детей-инвалидов.
Оказание ребенку-инвалиду социальной поддержки просто необходимо в современном обществе. Функциональная роль социальных работников огромна. Они оказывают различные виды поддержки, проводят консультации по вопросам юридической защиты детей-инвалидов, помощь в реализации своих прав и свобод, оказывают услуги медицинского характера и проводят психологическую поддержку детей и семей, имеющих ребенка-инвалида.
Важной задачей социально-педагогической службы является оказание ребенку, имеющему отклонения в развитии, помощи в преодолении собственной ущербности, недопущении подобного самовосприятия. Если ребенок развивается уверенным в себе, то и отношение к нему окружающих меняется.
Социальные работники проводят консультации родителей, чтобы предотвратить их отношение к ребенку, как к ущербному существу. Понятно, что родители любят своего ребенку и стремятся облегчить ему жизнь, применяя гиперопеку, жалея его, не давая проявлять свою самостоятельность. Однако, такой подход отрицательно сказывается на социальной адаптации ребенка-инвалида. В задачу социальных педагогов входит предотвращение подобного семейного влияния на развитие ребенка с ограниченными возможностями.
Социальная поддержка семей, воспитывающих ребенка-инвалида имеет важное значение. Она помогает поверить родителям, что их ситуация не является безвыходной, поверить в собственные силы и возможность нормального развития их ребенка и его адаптации в социальной среде. Кроме того, это предотвращает распад таких семей, что является актуальной проблемой современного общества.