Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Демократическое воспитание

Все предметы / Педагогика / Демократическое воспитание
Определение 1

Демократический стиль воспитания – это воспитание, предполагающее равноправные отношения между ребенком и взрослым, при котором взрослые относятся к детям с уважением и достоинством, воспитанники имеют возможность самостоятельно осуществлять выбор и нести ответственность за свои решения и действия.

Что такое демократичный стиль воспитания

Выделение основных стилей воспитания было осуществлено в 60-х годах ХХ века американским психологом Д. Баумринд, которая описала: демократический, авторитарный и индифферентный стили воспитания детей дошкольного возраста.

Демократическое воспитание ориентируется на личность ребенка, ставит ее в центр всего организуемого процесса воспитания. В соответствии с данным стилем, к ребенку предъявляются разумные требования, а от родителей (воспитателей) требуется высокая отзывчивость. Родители, воспитывающие своего ребенка в рамках демократического стиля, не только ожидают от него больших результатов, но и предоставляют для этого все необходимые ресурсы и поддержку. Демократичные родители прислушиваются к мнению и желаниям своих детей, открыто демонстрируют им свою поддержку и любовь, при этом в семье устанавливаются разумные ограничения и правила.

Дети, которые воспитываются в демократическом стиле, как правило, обладают большей уверенностью в себе, имеют навыки саморегуляции и в будущем способны построить счастливые взаимоотношения с супругом/супругом и своими детьми.

Замечание 1

По мнению ряда исследования, родители, которые придерживаются демократического стиля, должны не просто ставить цели перед ребенком, но и учитывать его природные способности, особенности характера и направленности.

Демократический стиль воспитания детей, способствует тому, что ребенок максимально развивает свой потенциал, так как:

  1. Родители оказывают ребенку всевозможную поддержку в постановке целей, в соответствии с возрастом, интересами и способностями каждого ребенка.
  2. Родители всегда поощряют и хвалят ребенка за достижения в различных областях.
  3. Между родителями и ребенком установлены позитивные взаимоотношения. Родители уделяют ребенку все свое свободно время, организуя совместные игры, занятия, беседы, обсуждения и т.д.
  4. В семье родителями установлены правила, которые способствуют полноценному развитию ребенка, формированию дисциплины, учат ребенка уважать самого себя и других людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Таким образом, демократический стиль способствует воспитанию уверенного и успешного в себе человека.

Демократичные родители учат ребенка самостоятельно выполнять посильную работу, учат рассуждать, планировать свою деятельность. Несмотря на относительную свободу, при демократическом стиле воспитания, в случае ослушания и за проступки устанавливаются строгое, но при этом справедливое наказание. Однако, в том случае, если ребенок честно рассказывает о своем проступке, объясняет, почему он поступил именно так и осознает его неправильность, то родители проявляют гибкость и чаще всего с детьми проводятся воспитательные беседы. Как показывает практика, порой такие беседы намного действеннее, чем реальное физическое наказание.

Эффективность демократического воспитания обусловлена тем, что для ребенка образцом для подражания являются его демократичные родители. Дети стремятся подражать родителям в поведении, стремятся придерживаться их жизненных правил. Четки и справедливые требования, которые родители устанавливают для ребенка, позволяют ребенку точно понять, что от него ожидают родители.

Замечание 3

Демократичные родители хорошо понимают эмоции детей, умеют контролировать собственные. Все это способствует тому, что дети учатся самоконтролю. А позволение принимать ребенку решения, учит его самостоятельности, уверенности в себе и своих силах.

Основные особенности демократического воспитания

Основными особенностями демократического воспитания являются:

  1. Родители обсуждают совместно с детьми правила и нормы поведения, объясняя значимость их наличия и соблюдения. Кроме того, родители отмечают, что ребенок может устанавливать и свои правила, главное, чтобы они не противоречили общепринятым нормам.
  2. Родителями поощряется самостоятельный выбор ребенка, вне зависимости от его значимости. Это может быть выбор, который дети делают в повседневной жизни (самостоятельно выбирают одежду, школьные принадлежности и т.д.), а также выбор, от которого зависит дальнейшая судьба ребенка (выбор профессии, кружка, дополнительной деятельности и т.д.).
  3. Родители учат детей отвечать за свой выбор и его последствия. Это помогает ребенку подходить к выбору ответственно. В случае, если выбор был сделан не верно, то его последствия родители обсуждают и разбирают совместно с ребенком, что позволяет в дальнейшем избежать ошибок и неудач.
  4. Родители не навязывают ребенку своего мнения, не стремятся воплотить в нем свои несбывшиеся мечты и стремления, они воспринимают его как самостоятельную личность, имеющую право на свой собственный жизненный выбор, на свои ошибки и успехи.
  5. Общение с ребенком осуществляется в открытой форме, при соблюдении четко установленных правил. Это помогает установить доверительные взаимоотношения между родителями и детьми, помогает им понимать друг друга.
  6. Предоставление свободы деятельности и выбора, в рамках установленных правил. Свобода не является синонимом вседозволенности, так как слишком большая независимости может и навредить ребенку.
  7. Мотивация ребенка на правильное поведение и достижение поставленных целей, стремление к большему. Родители хвалят ребенка за достижения и успехи, поддерживают в случае поражений и неудач.

Таким образом, особенностью демократического воспитания является то, что дети наделены определенной свободой, в соответствии с их умственным развитием и возрастом. Свобода позволяет ребенку самостоятельно осуществлять выбор, что повышает у него уверенность в себе, формирует навыки самоконтроля, саморегуляции и самоуважения.

Трудности демократического воспитания

Исследователи отмечают ряд трудностей и негативных последствий, которые могут возникнуть в процессе демократического воспитания детей:

  1. В подростковом возрасте дети могут принять свободу за вседозволенность и предъявлять родителям необоснованные претензии.
  2. Дети, используя практику совместного принятия решений, могут использовать родителей в принятии решений для своих корыстных целей.
  3. Родители всегда должны показывать ребенку только положительный пример, чтобы ребенок следовал им.
  4. Демократический стиль воспитания, несмотря на кажущуюся легкость, требует от родителей настойчивости. Они должны быть целеустремленными, последовательными и терпеливыми.
  5. Если родители не последовательны в своем воспитании, то оно может не только неэффективно, но принести негативные результаты. Дети вырастают недисциплинированными манипуляторами, которые считают родителей за «равных», а иногда и вовсе им обязанными.
  6. Родители могут не заметить и неосознанно стать снисходительными, воспринимающими на слово все что говорит и делает ребенок, вследствие чего дети могут начать врать.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Алина Ганзенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис