Понятие и принципы родительского воспитания
Вопросы воспитания детей являются актуальными во все времена. На сегодняшний день в педагогике изучаются различные способы воспитания, описываются достоинства и недостатки каждого из них. Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс становления личности ребенка, является семья. Семейную атмосферу невозможно создать искусственно или заменить ее чем-либо. Семья и семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Именно поэтому семейное (родительское) воспитание признано одним из самых эффективных и оптимальных видов воспитания ребенка.
Родительское (семейное) воспитание – сложная система, направленная на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.
Основные составляющие родительского воспитания:
- система биологического здоровья ребенка;
- материальное благополучие и возможности родителей;
- наследственность;
- наличие собственной жилплощади;
- личность родителей (воспитание, образование, жизненные устои и взгляды и т.д.)
Все эти компоненты гармонично связаны между собой и образуют единую систему родительского воспитания. Так как в каждой семье данные компоненты индивидуальны, то родительское воспитание в каждой семье особенное и отличное от воспитания в других семьях.
Важнейшей целью родительского воспитания является воспитание ответственного гражданина страны и опору для родителей в старости. Именно поэтому очень важно при организации воспитания в семье опираться не только на цель, но и соблюдать ряд принципов.
Принципы родительского воспитания:
- Принцип равного участия детей в жизни семьи. Ребенок с детства должен понимать и осознавать, что он является равноправным членом семьи и необходимо что-то вкладывать в её уют и благополучие. Родителям необходимо обозначить ребенку его постоянные обязанности, которые он должен выполнять самостоятельно на благо семьи. Например, ежедневно протирать пыль, пылесосить, гулять с собакой и т.д. Ребенок должен понимать, что это его вклад в семью. В дальнейшем он будет аналогично относиться и к своим трудовым обязанностям, гражданскому долгу.
- Принцип открытости и доверительности в отношениях между членами семьи разного поколения. Необходимо прививать у ребенка чувство защищенности и тыла. Он должен понимать, что семья, это то место, где его поймут и всегда помогут, поддержат в трудную минуту и защитят от несправедливости.
- Принцип оптимистичности взаимоотношений в семье. Для каждого ребенка очень важны отношения между родителями. Для его психического спокойствия и благополучного развития необходима доверительная атмосфера, основанная на любви и уважении.
- Принцип последовательности в требования. Родители в процессе воспитания должны помнить, что ребенку необходимо ставить только такие планки, которые достижимы для него в силу возраста и развития. Многие родители допускают ошибки, требуя от своих детей невозможных достижений в плане учебы, карьеры или личной жизни и т.д. Все эти требования накладывают свой отрицательный отпечаток на личность ребенка, формируя у него комплексы собственной неполноценности.
- Принцип посильной помощи и поддержки ребенку. Родители должны принимать активное участие в воспитании ребенка, общаться с ним, интересоваться успехами и неудачами, оказывать помощь в случае затруднений и т.д. Не стоит отлынивать от воспитания ребенка, прикрываясь разными оправданиями.
Цели и задачи родительского воспитания
Цель родительского (семейного) воспитания – развитие гармоничной и целостной, а самое главное, успешной в будущей жизни личности.
Одной из важнейших задач родительского воспитания является формирование у ребенка таких качеств личности, которые позволят ему успешно преодолевать жизненные трудности. Именно родители являются первыми воспитателями ребенка, от них во многом зависит становление и развитие его личности.
Задачи родительского (семейного) воспитания:
- Создание максимально приемлемых и эффективных условий для полноценного и всестороннего развития ребенка. Для решения данной задачи от родителей требуется не только обеспечение материального благополучия ребенка, но и обратить пристальное внимание на микроклимат в семье. Необходимо прививать на собственном примере моральные ценности и нормы поведения. Нужно четко выставлять границы дозволенного и объяснять, почему нельзя через них переступать, чем это чревато. Атмосфера вседозволенности отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.
- Обеспечение социальной и психологической защиты ребенка. Родители должны обеспечить ребенка уверенностью, что в случае необходимости они всегда защитят его. Такая уверенность придает ребенку сил в его поступках и стремлениях.
- Передача имеющегося опыта по созданию и сохранению семьи. Многие родители обращают большее внимание на образование ребенка, учат находить свою жизненную цель и стремиться к ней, но при этом совершенно упускают из виду необходимость обучения взаимоотношениям с противоположным полом. Родительское воспитание должно иметь и направление на семью, то есть родителям необходимо собственным положительным примером показать, как правильно построить и сохранить семью. Ребенок должен понять, что семья и работа это равнозначные элементы жизнедеятельности. Хотя порой семья и может выходить на первый план.
- Формирование и развитие полезных навыков жизнедеятельности. Родители должны обучать детей элементарным трудовым навыкам, прививать любовь и уважение к труду. С давних пор повелось, что мамы передают свои знания в области ведения домашнего хозяйства девочкам (готовка, уборка и т.д.), а папы – мальчикам (работа с инструментом, мелкий ремонт по дому). Конечно, всему этому обучают в учебных учреждениях, но выполнение такого рода работы совместно с родителями сближает и сплочает семью.
- Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Детей учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Ребенок учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Детям нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.