Понятие и сущность музыкального воспитания детей
Музыкальное воспитание является основой нравственного воспитания ребенка. Под музыкальным воспитанием понимается не воспитание музыканта в чистом виде, а прежде всего воспитание всесторонне развитой личности.
Музыкальное воспитание детей – это целенаправленно организованный процесс по формированию личности ребенка посредством музыкального искусства.
В процессе музыкального воспитания осуществляется формирование и развитие интересов, способностей, потребностей и эстетического отношения к музыке.
От качества и эффективности музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура личности воспитанника. Исходя из этого, необходимо тщательно подходить к выбору музыкальных произведений, используемых в качестве средства воспитания. Основные требования к музыкальным произведениям заключаются в следующем:
- Музыкальное произведение должно быть направлено на формирование эмоциональной сферы ребенка.
- Оказывать положительное влияние на процесс совершенствования мыслительной системы ребенка.
- Воспитывать чуткость и чувственность к прекрасному, давать понимание произведений музыкального искусства, наслаждаться ими.
Процесс музыкального воспитания детей является важным элементом становления и развития личности каждого ребенка. Музыкальные произведения, используемые педагогом в качестве средства воспитания, способствуют обогащению духовного мира ребенка и развитию его творческого потенциала, тем самым способствуя его общему развитию.
Цели и задачи музыкального воспитания детей
Цель музыкального воспитания детей в соответствии с ФГОС – воспитание в детях способности понимать и воспринимать музыкальные произведения искусства.
Основная цель музыкального воспитания в ДОУ – осуществление подготовки эстетически развитого и воспитанного ребенка, который умеет эмоционально воспринимать музыкальное произведение.
Задачи музыкального воспитания детей:
- Воспитывать интерес и любовь к музыкальным произведениям и музыке в общем.
- Формирование и развитие эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку.
- Обогащение впечатлений детей, путем ознакомления их с организованной системой музыкальных произведений и используемых методов и средств музыкальной выразительности.
- Приобщение детей к различным видам музыки, музыкальной деятельности и произведениям, посредством формирования элементарных музыкальных навыков в области пения, ритмики, игры на музыкальных инструментах и т.д.
- Развитие общей музыкальности детей, формирование выразительности движений и певческого голоса, посредством осуществления практической деятельности (музыкальные занятия по пению, танцам, ритмике и т.д.).
- Приобщение ребенка к активной практической деятельности посредством музыки, в результате чего осуществляется становление и развитие творческих способностей, заложенных в нем от рождения.
- Оказание содействия развитию музыкального вкуса ребенка, на основании полученных представлений и впечатлений от музыкальных произведений, развитие оценочного отношения к ним.
- Формирование и развитие творческого отношения к музыке, посредством организации доступной для детей деятельности (хороводы, музыкальные игры и т.д.).
Для успешного решения задач музыкального воспитания необходимо правильное наполнение содержания воспитательного процесса. Педагог должен подобрать эффективные методы, средства и приемы организации музыкальной деятельности. Кроме того необходимо направить воспитательно-образовательный процесс на развитие у ребенка тех качеств и способностей, которые заложены в нем природой, учитывать его возможности, потребности и склонности.
Методы и приемы музыкального воспитания
Методы музыкального воспитания – это действия педагога, направленные на общее эстетическое и музыкальное воспитания ребенка.
Выделяют следующие методы музыкального воспитания детей:
Наглядный метод музыкального воспитания. Данный метод основан на использовании красочных и ярких образах. Педагогом используются различные виды наглядностей:
- слуховые (прослушивание музыкальных произведений);
- зрительные (используются в сочетании со слуховыми, подразумевают движения в танцах, портреты композиторов и т.д.).
Словесный метод музыкального воспитания детей – направлен на сознание ребенка и является универсальным. В словесном методе выделяют следующие приемы работы с детьми:
- объяснение (используется перед ознакомлением детей с музыкальным произведением, танцем, композитором и т.д.);
- пояснение (педагог поясняет правила музыкальной игры, танцевальных движений и т.д.);
- указание (необходимы для уточнения правильности выполнения действий);
- поэтическое слово (способствует более глубокому восприятию музыкального произведения, осуществляется педагогом перед началом прослушивания);
- беседа (необходима для обсуждения музыкального произведения, возможности высказать своё мнение по нему, поделиться впечатлениями и т.д.);
- вопросы (нужны для уточнения тех моментов, которые вызвали у ребенка затруднения при ознакомлении с музыкальным произведением);
- замечания (используются педагогом в корректной форме, в том случае если ребенок отвлекается от занятия).
Практический метод музыкального воспитания детей – направлен на формирование и развитие музыкальных возможностей ребенка посредством осуществления им музыкальных упражнений.
Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот.
Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.