Понятие художественного воспитания
Художественное воспитание – это процесс по формированию у ребенка мировосприятия посредством искусства.
Процесс художественного воспитания может быть как стихийным, так и педагогически направленным.
В процессе художественно воспитания ребенок приобщается к различным видам искусства, учится их воспринимать через собственную творческую деятельность (музыка, рисование, лепка, пение и т.д.).
Различные виды искусства с рождения окружают ребенка и оказывают влияние на формирование и воспитание у него чувств, вкусов, общего отношения к жизни. С возрастом ребенок входит в мир все осознанней, у него возникают привычки и вкусы, опираясь на которые он выбирает то, что ему кажется красивым и привлекательным.
Включение в образовательный процесс художественного воспитания способствует установлению связи личности ребенка с разнообразными сторонами художественной культуры, ее познанию и осмыслению.
Художественное воспитание включает в себя две стороны:
- Художественные произведения искусства (ознакомление, изучение, восприятие и т.д. данных произведений ребенком).
- Собственное художественное творчество ребенка (рисование, лепка, пение, танцы и т.д.).
Художественное воспитания не просто приобщает ребенка к прекрасному, воспитывает в нем эстетические и нравственные качества, но способствует тому, что каждый становится наследником культуры предков на современном уровне.
Художественное воспитания оказывает влияние на различные стороны личности ребенка, а также на его физические способности, такие как зрение, слух, глазомер и т.д. Все это необходимо ребенку для полноценного существования в обществе.
Цель и задачи художественного воспитания
Основная цель художественного воспитания - формирование гармонично развитой личности, у которой развито эстетическое сознание и компетенции.
Для достижения поставленной цели перед художественным воспитанием ставятся задачи. На сегодняшний день выделяют три основные задачи художественного воспитания.
Первая задача художественного воспитания – формирование необходимого запаса элементарных эстетических знаний и умений.
Данные знания необходимы, так как без них невозможно развитее интереса к эстетическим предметам и явлениям, возникновения склонности и интереса к прекрасному.
Для решения первой задачи педагог должен уметь подобрать такие предметы и явления, которые будут отвечать указанным параметрам, и соответствовать представлениям о прекрасном. Таким образом, у ребенка будет осуществляться формирование чувственно-эмоционального опыта.
Кроме того решение первой задачи требует формирования у ребенка знаний о природе, человеке, самом себе, окружающем мире, художественных ценностях и т.д.
Вторая задача художественного воспитания – на основании полученных знаний, формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия социально-психологических качеств личности, для обеспечения возможности эмоционально переживать, оценивать и наслаждаться эстетически прекрасными предметами и явлениями.
Данная задача направлена на то, чтобы в первую очередь вызвать у ребенка интерес и желание на получение эстетических навыков и умений.
В настоящее время в образовательных учреждениях решению этой задачи уделяется недостаточно внимания. Детей знакомят с художественными произведениями искусства, исключительно с целью, чтобы они запомнили автора и название произведения. Например, знакомство с живописью состоит в быстром ознакомлении с картинами (репродукциями, иллюстрациями). Дети успевают только лишь торопливо посмотреть на картину, при этом у них ничто не вызывает изумления или восторга. Это связано с тем, что у них попросту не достаточно времени, ничто не заставляет их остановиться и изучить картину внимательнее, вникнуть в нее, понято то, что хотел передать художник.
Такое беглое ознакомление с шедеврами искусства, исключает из воспитательно-образовательного процесса его главную составляющую – любование. Эстетическое любование взаимосвязано со способностью переживать гамму чувств, глубокое духовное наслаждение от созерцания прекрасного, либо напротив отвращение при встречи с безобразным. Любование произведением искусства вызывает гамму чувств, которые ребенок должен обязательно пережить и прочувствовать. Например, это могут быть юмористические чувства от созерцания смешного; эмоциональный гнев от несправедливости; чувство страха от трагического и т.д. Все пережитые ребенком чувства способствуют его духовному обогащению и развитию. Эстетическое переживание напрямую связано со способностью эстетического суждения художественного произведения.
Таким образом, одна из составляющих этой задачи является формирование таких качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача художественного воспитания – формирование у ребенка творческой способности, на основании задатков заложенных в нем от рождения.
Решение данной задачи подразумевает формирование у ребенка тех творческих способностей, к которым он проявляет наибольший интерес, и которые у него заложены природой. То есть, развивать творческие способности каждого ребенка необходимо индивидуально, тем самым превращая его в отдельную творческую личность.
Суть данной задачи состоит в том, что у ребенка не просто формируют эстетические знания и умения, но и развивают желание самому активно принимать участие в создании прекрасного в искусстве, повседневной окружающей жизни, в быту и т.д. Самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Рассмотренные задачи частично отражают сущность художественно воспитания, так как помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе художественно воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека.