Беседа как метод развития диалоговой речи
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-то; организованный и подготовленный диалог по заранее выбранной теме.
Беседу рассматривают в дошкольной педагогике в качестве метода ознакомления с окружающим миром и вместе с тем в качестве метода развития связной речи. Радина Е.И. в своих исследованиях подробно раскрывала значение беседы в умственном и нравственном воспитании детей. В одних беседах могут систематизироваться и уточняться представления, которые ребенок получил в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдения и деятельности. Другие беседы помогают ребенку более глубоко и полно воспринять действительность, прояснить то, что им осознается недостаточно. В результате знания детей становятся более четкими и осмысленными.
Ценность беседы заключается в том, что в ходе ее взрослый учит детей логическому мышлению. В беседах дети должны вспоминать информацию, анализировать ее, сравнивать, высказывать суждения и делать выводы и умозаключения. Вместе с мышлением в беседах развивается и речь.
Высказывая свои мысли в беседе, ребенок формулирует их не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитания предполагают более подробное описание увиденного, пережитого, побуждающее выражать оценки, личное отношение к обсуждаемой теме.
Содержание беседы с воспитанниками ДОУ – программный материал, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, то есть бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в садике.
Содержание беседы должно быть педагогически обосновано, решать задачи разностороннего воспитания, доступно и психологически близко для дошкольников. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание детей, активизируют их мышление, если программный материал понятен и близок полученному детьми опыту.
Тематику бесед определяют конкретные задачи воспитательной работы с детьми, их возрастные особенности, запас знаний, которые были приобретены на экскурсиях и во время наблюдений, а также ближайшее окружение. Роль беседы может быть выполнена, если она базируется на других методах ознакомления с окружающей действительностью – экскурсии, прогулки, наблюдения, если дети обладают знаниями и опытом, которые требуют упорядочения.
Классификация видов беседы
Флерина Е.А. разработала классификация видов беседы на основании дидактических задач. Так, ею выделены три типа беседы:
- вводная, которая организует детей на определенный вид деятельности;
- сопутствующая детской деятельности и наблюдениям детей;
- заключительная, призванная уточнить и расширить опыт детей.
Каждый тип беседы своеобразен по целевой установке и методу. Основа этой классификации – взаимодействие детского опыта и выражение его в речи.
Кониной М.М. выделено два вида бесед, которые дополняют классификацию Флериной, основой их выступает материал, в связи с которым проводят беседу.
С позиций содержания условно выделяют познавательные беседы, например, о школе или родном городе и этические беседы – о нормах и правилах поведения людей дома и в обществе.
Основные приемы проведения бесед
Беседу считают одним из наиболее сложных методов речевого развития. Основной прием в методике ее проведения – вопросы. На эффективность беседы влияет умелый подбор и постановка вопросов. Еще Ушинским было отмечено, что правильно сформулированный вопрос является половиной ответа. Вопрос должен нацеливать на вывод, обобщение, классификацию, установление причинно-следственной связи. Методику использования вопросов в беседе разработала Радина Е.И. Она же разработала классификацию вопросов, которую с определенными изменениями, используют и в настоящее время.
На основании того, какая мыслительная задача содержится в вопросе, выделяют две группы вопросов:
- те, что требуют простой констатации – назвать или описать известные ребенку явление, предмет, факт. Это так называемые репродуктивные вопросы;
- поисковые вопросы – предполагают раскрытие доступных для понимания ребенка связей предметов и явлений. Такие вопросы предполагают реализацию некоторого количества логических операций, активизацию мыслительной деятельности, наличие умения сопоставлять, сравнивать и оценивать, а также обобщать и делать выводы.
На основании полноты и степени самостоятельности раскрытия темы выделяют основные и вспомогательные вопросы.
- Основные вопросы являются стержнем беседы. Важнейшим требованием к ним является наличие логической связи друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть как репродуктивными, так и поисковыми.
- Подсказывающие вопросы уже содержат ответ внутри себя. Их применение оправдано по отношению к неуверенным в себе, а также недостаточно развитым детям. Такие вопросы тормозят развитие детей, а также подталкивают к самостоятельным высказываниям.
Кроме вопросов в беседах используют указания, объяснения, рассказы, обобщения, ответы самого педагога. Указания играют большую воспитательно-образовательную роль. Они помогают установлению четкой внешней организации ведения беседы. Указания делаются педагогом, чтобы активизировать мыслительную и речевую деятельность с использованием наглядного материала.
Чтобы совершенствовать диалогическую речь и развивать ее связность необходимо побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Эту роль играют поисковые вопросы, активизирующие логическое мышление, побуждая сопоставлять факты, сравнивать и ставить детей перед необходимостью ответить не одним предложением, развернутым высказыванием, развивая и обосновывая собственную мысль. Из-за этого необходимо предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усиливая роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, которые необходимо обобщить.