А. С. Макаренко входит в четверку педагогов, которые определили направление развития педагогики двадцатого века наряду с Марией Монтессори, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером .
Биография
Макаренко родился 1 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Антон был не единственным ребенком в семье. Совместно с ним в семье рабочего-маляра воспитывались младшая сестра Макаренко и брат. К сожалению, младшая сестра умирает в детстве.
В 1897 году Макаренко поступает в железнодорожное училище. В период 1904-1905 года оканчивает четырехклассное училище и одногодичные педагогические курсы. В этот же период устраивается учителем в железнодорожное училище. Период 1914-1917 года характеризовались обучением в Полтавском учительском институте, который он блестяще окончил с золотой медалью.
В 1915 году Макаренко написал свой первый рассказ и отослал его М.Горькому. М. Горький отозвался о работе как о слабой в литературном смысле. Педагог забыл о писательской деятельности на долгие тринадцать лет. В течении двух лет Макаренко был директором железнодорожной школы в Крюкове. К 1919 году вместе с семьей переезжает в Полтаву.
Здесь он основывает колонию для несовершеннолетних преступников и называет ее в честь М. Горького. Именно этот период стал для Макаренко решающим. Именно благодаря тому, что Макаренко добился незаурядного успеха в воспитании и обучении детей, он стал знаменитым деятелем педагогики.
В 1932 снова обращается к писательскому ремеслу и пишет «Марш 30 годы». В течении десяти лет Антон Семенович Макаренко работал над самым главным произведением своей жизни «Педагогическая поэма».
1 апреля 1939 года великий советский педагог и писатель скончался.
Педагогические принципы А.С. Макаренко
А.С. Макаренко принадлежит разработка педагогической системы, которая подразумевает педагогику как практически целесообразную науку, основой которой является педагогическая логика. Другими словами необходимо выявление закономерного соответствия между итогами, мерой воздействия и целями воспитания. Теория Макаренко говорит о тезисе параллельного действия - единства воспитания, коллектива и личности.
Ключевым моментом является мнение о том, что воспитанник должен быть творцом, а не объектом педагогического воздействия. Макаренко видел будущее в создании воспитательного коллектива. Суть заключается в создании единого трудового коллектива воспитанников и их педагогов, взаимодействие которого станет благоприятной средой для воспитания личности и индивидуальности.
Макаренко сумел противопоставить командно-административному методу управления педагогику гуманистического склада, которая пронизана верой в духовные и творческие силы воспитанника. Сталинская педагогика, которая пропагандировалась в то время, нравоучала воспитывать человека – винтика в громадной социальной машине, не вязалась с педагогикой Макаренко. Антон Семенович исповедовал идею воспитания человека деятельного, духовно развитого члена социума. Идеи Макаренко получили всемирное признание.
Воспитание Макаренко рассматривал не как воспитание отдельного человека, а воспитание целого коллектива, которые в свою очередь будет воспитывать его членов. Именно создание условий нравственного влияния коллектива на личность и есть первостепенная задача педагога.
«Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив».