Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ учебников математики для начальных классов

Определение 1

Учебник - это образовательная литература, в которой расписано содержание образовательной деятельности, ориентированной на конкретный временной период (как правило год), включающее основной спектр научной информации и практических навыков, которые должны быть усвоены учащимися на данном этапе обучения.

Учебники по математике составляются для конкретных этапов обучения: обучение в начальной, средней и старшей школе, высшая математика в вузах и т.д.

Каждый этап обучения имеет свои особенности, которые учитываются при проектировании учебников.

Анализ учебника математики для начальной школы «Начальная школа XXI века»

Данный учебник специфичен чем, что он ориентирован на творческое развитие учащихся начальной школы. Несмотря на то, что содержание учебника ни в коем случае не меняется, т.е. оно остается математической направленности, включает в себя изучение основ математической науки и освоение практических вычислительных операций, образовательная программа ориентирована на развитие инициативности и самостоятельности учащихся в процессе познания математики. Достижение этих целей осуществляется включением заданий проблемного характера и творческой ориентации представления образовательного математического курса.

Учебник выпущен под редакцией следующих авторов: Рудницкая В.Н., Кончурова Е.Э., Рыдзе О.А.

Проблемное обучение активизирует познавательную работу и включает работу мыслительных операций, необходимых для математического развития учащихся.

Проведем анализ содержания учебника по классам:

  • Первый класс. В это время изучение математики связано с ознакомлением с ознакомлением с простыми числами и выполнением сравнительных операций между ними. Задания на познание числового ряда и выполнение сравнения реализуются в форме проблемных ситуаций. Например, найти числа, расположенные между 1 и 10 или, заполнить пробел в ряду чисел (пропускается одно число). Для отработки навыков сравнения применяются изображения и выполняются проблемные задания с ними. Например, даются картинки с разным количеством лимонов и сравниваются между собой.
  • Второй класс. Происходит ознакомление с числами до 100. Детям предлагается выполнение проблемных ситуаций с числами в данных пределах. Например, указать, сколько конфет шоколадных, а сколько карамели, если карамели на 24 больше, чем шоколадных, или прибавить к числу 21 такое число, чтобы получилось: 45, 90, 34 и т.д.
  • Третий класс. На данном этапе обучения происходит усложнение заданий, но суть их не меняется: познание чисел в пределах 100 и выполнение операций с ними. Второе полугодие – изучение трехзначных чисел. Применяются следующие задания: найти количество единиц в числах:23, 90, 100; выполнить сравнение чисел: 21 и 12, указать, чем они отличаются, что у них общего; нахождение лишнего числа в ряду: 223, 1223, 897. Здесь же, используются задания на выполнение неравенств: *>, ** 1888; 1000 > 10000.
«Анализ учебников математики для начальных классов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Анализ учебника «Перспективная начальная школа»

Данный учебник выпущен под редакцией Чекина А.Л. Он опирается на концепцию развивающего обучения и включает в себя задания, приводящие к личностному развитию учащегося, его творческому становлению и формированию навыков самостоятельного познания.

Концепция развивающего обучения внедряется в познание математической науки посредством технологии проблемного обучения и включения заданий самостоятельной направленности путем ввода любимых персонажей – Маша и Миша.

Система обучения математики в данном учебники разработана следующим образом.

Первый класс. Изучение нумерации первого ряда чисел в первом полугодии и второго ряда – во втором. С ними изучаются операции на сложение, вычитание и сравнение. Задания строятся в проблемной форме:

  1. Миша сорвал с дерева пять яблок и принес их домой. Дома мама сказала, что этих яблок не хватит на всех гостей и нужно принести еще три яблока. Сколько яблок принес Миша всего?
  2. Сравнить количество яблок, которые принес Миша с числом карточек. Педагог просит учащегося отсчитать восемь карточек и положить на парту. Затем, сравнить их число с числом яблок.
  3. Определение однозначности и двузначности чисел. Детям предлагается определить, каким является данное число: 16. Сколько цифр оно содержит? Сколько в нем десятков?

Второй класс. Осуществляется познание чисел в пределах сотни и совершение операций устного характера на сложение и вычитание чисел в первом полугодии. Во втором полугодии обучение переходит на познание записи трехзначных чисел и изучение их устной нумерации. Учебник содержит следующие задания:

  1. Запись чисел от 1 до 20.
  2. Сложение чисел таким образом, чтобы получилось 21: 17, 8, 6, 4.
  3. Было куплено два десятка яиц у одного хозяйства и четыре у другого. Сколько десятков яиц было куплено? Сколько яиц купили?
  4. В парке было посажено две клумбы тюльпанов. На одной клумбе посадили 400 тюльпанов, а на другой 300. Сколько всего тюльпанов посадили? На какой клумбе тюльпанов больше и на сколько?

Третий класс. Осуществляется изучение многозначных чисел и проводятся операции на их сравнение. Для этого, учебник содержит следующие задания:

  1. Заполнение пропущенных окошек для получения верных равенств/неравенств: 35>335, 871=71.
  2. Нахождение меньшего числа: 123, 124, 129, 121.

Четвертый класс. В это время продолжается изучение многозначных чисел, и усложняются операции, совершаемые с ними. Учебник включает следующие задания:

  1. Определение пропущенной цифры в числе, если при его делении на два получается неполное трехзначное частное: *561.
  2. Отличие чисел в парах: 507 и 8507, 2378 и 3378.
  3. Нахождение наибольшего числа, умножив которое на 21 получается число, не превосходящее 17.

Анализ данных учебников свидетельствует о том, что в курсе начальной математики должны быть использованы методы проблемного обучения, поскольку они активизируют мыслительную деятельность, развивают сообразительность и стимулируют познавательную активность учащихся.

Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot