Развитие скоростных способностей пловцов брассистов 14-15 лет
Брасс – это один из стилей спортивного плавания на груди, в котором руками и ногами выполняются симметричные движения в плоскости, параллельно водной поверхности.
Пловцам свойственно умение проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью. Пловец-подросток может удерживать высокую скорость на отрезке не превышающем 50 метров.
Скоростные способности взаимосвязаны с техническим мастерством пловца. Если у него не отработана техника плавания, рациональное выполнение старта и поворотов, то отсутствуют и высокие скорости. К важнейшим предпосылкам высокого уровня скоростных способностей относят умение выполнять необходимый объем движений с максимальной мобилизацией, избегая излишнего напряжения мышц, с сохранением точности, координации и оптимальной амплитуды.
Также на максимальную скорость движений пловца оказывает внимание специальная силовая подготовленность, мощность анаэробных алактатных источников энергии, то есть запасов АТФ, креатинфосфата, миоглобина в клетках мышц, скорости протекания биохимических анаэробных реакций.
Физиологическая основа скоростных способностей представлена оптимальным уровнем возбудимости и функционирования ЦНС, совершенством механизмов координации опорно-двигательного аппарата, подвижностью нервных процессов, способностью мышц к быстрому сокращению и быстрому переходу от возбуждения к расслаблению. Скоростные способности обычно воспитываются в единстве с координацией и ловкостью.
Воспитание скоростных способностей юных пловцов зависит от:
- быстроты в упражнениях на суше;
- быстроты двигательных реакций;
- способности развития максимального темпа движений и выполнения однократных взрывных движений с высокой скоростью.
Разносторонней физической подготовкой пловцов подросткового возраста создаются хорошие предпосылки для развития скоростных способностей в более зрелые годы.
Воспитание скоростных способностей начинается овладением рациональной спортивной техникой. В первую очередь необходимо добиться точности и свободны движений во время плавания в разном темпе на средних и коротких дистанциях.
Постепенно, с упрочением владения основными техниками, ставят задачу постепенно увеличивать силу гребковых движений, с сохранением их точности и легкости. В этих группах упражнения на развитие скоростных способностей сливаются с упражнениями на повышение специальной силовой подготовленности и специальной выносливости пловцов.
Методические правила развития скоростных способностей
Для увеличения скорости плавания тренер использует физические нагрузки и руководствуется при этом следующими методическими приемами:
- выполнение спринтерских упражнений, делая акцент на технике плавания, стартах и поворотах, используют так называемую контролируемую скорость плавания, при которой спортсмен может сохранять точность и свободу движений;
- продолжительность плавания с предельной скоростью не должна превышать 15-20 секунд в одной попытке;
- между несколькими отдельными порциями спринтерской работы должны быть запланированы паузы для отдыха, оптимальные для восстановления. Если у подростка проявляются признаки утомления, скоростные упражнения должны быть закончены или переведены в более легкий режим их выполнения;
- спринтерские упражнения должны планироваться на основную часть занятия, 1-2 спринтерских отрезка можно проплыть в конце занятия, если оно не было утомительно для подростков;
- для избегания образования косного стереотипа движений, спринтерские упражнения выполняются в разных условиях, сочетаниях и формах.
К основным методам воспитания скоростных способностей относят повторный, контрольно-соревновательный и переменно-дистанционный.
Для развития скоростных способностей рекомендовано использование следующих приемов:
- плавание поперек бассейна;
- эстафеты и плавание в спарринге, с лидированием или плавание с разными вариантами дыхания;
- выполнение стартов и поворотов с включением плавания на 10-15 метровых отрезках на время;
- плавание с ускорением, то есть постепенным нарастанием усилий;
- плавание с высокой скоростью и с постепенным включением усилий;
- плавание по контрасту;
- плавание посредством использования предварительно растянутого резинового амортизатора, который одним концом закрепляется за пояс спортсмена.
При плавании на предельных скоростях зачастую отмечают скованность движений. К причинам этого явления можно отнести:
- эмоциональное возбуждение, в частности стремление проплыть действительно во всю силу;
- координационная сложность задания, которая возникла в связи с недостаточно освоенной техникой плавания;
- слабая силовая подготовка, из-за которой ученик, стремясь справиться с заданием, напрягает даже мышечные группы, которые не должны участвовать в движении.
Успешное развитие скоростных способностей возможно только на прочной базе разносторонней технической и физической подготовленности, а также при постоянном контроле свободы движений.
Кроме упражнений с нарастанием усилий используют также упражнения с их уменьшением. Пловец, при развитии высокой скорости, стремится ее удерживать, уменьшением усилий и расслаблением мышц. Такое плавание на контрасте применяют с чередованием движений в разном темпе. Упражнения могут усложняться с применением дополнительного отягощения.
Упражнения, предполагающие развитие скорости движения, начинают планировать после проведения разминки, в первой части занятия, а в рамках тренировочного микроцикла – после суток отдыха или занятий с минимальной нагрузкой. В практике спортивного плавания бывают случаи, когда пловцы демонстрируют высокий результат на коротких отрезках дистанции в конце тренировочного занятия.
Упражнения по воспитанию скоростных качеств выполняют как на суше, так и в воде.