Сущность и специфика семейного воспитания
Семейное воспитание – это тип системы воспитания и образования, который формируется в условиях каждой конкретной семьи силами родителей и родственников детей.
Родители представляют собой первую общественную среду для ребенка. Личности родителей отведена существенная роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, определяется преимущественно тем, что забота родителей необходима, чтобы поддерживать саму жизнь детей.
Именно поэтому первая и основная задача родителей – создать для ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда и ни при каких условиях ребенок не должен сомневаться в родительской любви.
Глубокий непрерывный контакт с ребенком является универсальным требованием к воспитанию, которое в равной степени можно рекомендовать всем родителям, контакт необходим для воспитания каждого ребенка в любом возрасте. Чувство контакта с родителями дает детям возможность чувствовать и осознавать любовь родителей, привязанность и заботу.
Наиболее существенной характеристикой диалогичного воспитывающего общения является установление равенства позиций взрослого и ребенка. Достичь это можно в повседневном общении с ребенком. Стихийно возникающая позиция взрослого – над ребенком, у взрослого есть сила, опыт и независимость, а ребенок физически слабее, неопытен, полностью зависим. Несмотря на это родители должны стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций предполагает признание активной роли ребенка в его воспитании. Человек не должен превращаться в объект воспитания, он всегда является активным субъектом самовоспитания.
Контакт с ребенком на основании принятия – наиболее творческий момент в общении с ним. Здесь можно отбросить все шаблоны и стереотипы, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первое место выходит созидательная, вдохновенная и непредсказуемая работа, направленная на создание все новых «портретов» своего ребенка.
Современная семья и ее проблемы
Семейное воспитание органично вливается в жизнедеятельность растущего человека. В семье ребенок включен в жизненно важные виды деятельности, проходя все ее этапы, начиная элементарными попытками и до сложных социально-, личностно и психологически значимых форм поведения. Также семейное воспитание обладает широким временным диапазоном воздействия: оно продолжается на протяжении всей человеческой жизни, не зависимо от времени суток или времени года.
Семейный климат – это быт родителей, их отношения между собой и дух семьи. Как правило детская черствость, грубость и недисциплинированность являются результатом негативных психологических явлений в отношениях внутри семьи и образе ее жизни.
Проблемы в семейном воспитании связаны с отклонением в поведении ребенка.
Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам.
Наиболее часто встречаются следующие отклонения:
- шалости – краткие, эпизодические моменты в поведении ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициативность и изобретательность. Шалости носят положительный тон, дети испытывают удовольствие от сделанного и хорошо относятся к окружающим;
- озорство – эпизодическое поведение детей, которое отличается от шалостей повторяемостью и заблаговременной продуманностью, что говорит о формировании негативных черт характера;
- упрямство – состояние психики, близкое к негативизму, выражающееся отрицательными особенностями поведения ребенка, необоснованным и нерациональным противодействием любым просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. То есть это вид непослушания, для которого отсутствуют видимые, четкие мотивы;
- капризы – нецелесообразные поступки и действия, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям со стороны взрослых.
Также актуальная проблема воспитания – степень удовлетворения потребностей ребенка, в которой рассматривают два варианта:
- потворство – родители максимально удовлетворяют любые потребности и запросы ребенка, балуют его. Такое воспитание они оправдывают слабостью ребенка, стремлением дать ему то, чего не было в их детстве и пр.;
- игнорирование потребностей ребенка – данному стилю характерно недостаточное стремление родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего при этом страдают духовные потребности, особенно эмоциональный контакт и общение с родителями.
Еще один параметр воспитания, который может быть нарушен – количество требований к ребенку в семье. Требования, то есть обязанности ребенка – это те задания, которые он должен самостоятельно выполнять, а также требования-запреты, то есть то, что ребенок делать не должен. Невыполнение требований предполагает наложение санкций – от осуждения до сурового наказания. В системе требований можно выделить следующие нарушения:
- чрезмерные требования – предъявляемые требования не соответствуют возможностям ребенка, а значит, не только не помогают развитию личности, но и ставят его под угрозу;
- недостаточность обязанностей – у ребенка в семье минимальное количество обязанностей, а все свободное время он предоставлен сам себе;
- чрезмерное количество требований-запретов – ребенку запрещается практически все, при этом перед ним ставят много требований, которые ограничивают его свободу и самостоятельность;
- недостаточность требований-запретов – ребенку все разрешено, он предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.
Семейное воспитание во многом зависит от наследственности и биологического, то есть природного здоровья детей и родителей, материально-экономической обеспеченности, социального положения, уклада жизни, количества членов семьи, места проживания, отношения к детям. Все это органично сплетено и в каждом конкретном случае может проявляться по-разному.
Семейное воспитание основано на следующих принципах:
- гуманное и милосердное отношение к ребенку;
- вовлечение детей в жизнь и дела семьи в качестве равноправных ее участников;
- открытые и доверительные отношения с детьми;
- оптимистичные взаимоотношения внутри семьи;
- последовательные требования, то есть от ребенка нельзя требовать невозможного;
- посильная помощь детям и готовность ответить на их вопросы.
Семья является исходной, первоначальной ячейкой общества, от обстановки и отношений внутри семьи зависит дальнейшая жизнь ребенка. Самое главное вовремя заметить проблемы внутри своей семьи и решить их, так как упустить малую проблему легко, но она может перерасти в значимую и опасную для социума.