Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптация ребенка к школе

Возрастные особенности младших школьников

Период, когда ребёнок начинает посещать школу, является достаточно сложным как для ребенка, так и для родителей. Привычная жизнь ребенка подвергается изменениям. Меняется режим, окружение, требования. Успешный адаптационный период в дальнейшем определяет насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, состояние его психического и физического здоровья.

Следует начать с того, что до того момента пока ребенок не пошел в школу его ведущей деятельностью является игра. В детском саду дети в основном играют и отдыхают. Все их занятия больше похожи на игру, нежели на уроки. Атмосфера детского сада была для них привычной, дружелюбной и теплой.

По психологическим меркам в 6-7 лет у детей происходит один из возрастных психологических кризисов. Ребенку хочется быть более самостоятельным, деятельным, проявлять больше активности. Он может давать оценку своим и чужим поступкам. Это влияет на формирование самооценки – неотъемлемой части личности человека. Имея адекватную самооценку, ребёнок в состоянии признавать свои сильные и слабые стороны. Самооценка начинает формироваться в результате семейного воспитания. В детстве ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослых.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя в новой роли, роли школьника. Игра отодвигается на второй план, на первый план выдвигается учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходит ускоренное развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Замечание 1

Развитие всех вышеперечисленных элементов говорит о том, что ребенок готов к тому, чтобы стать школьником.

Период адаптации к школе

Адаптация к школе достаточно сложный для ребенка период. В это время от ребенка требуется не мало усилий для того, чтобы привыкнуть к новым правилам, требованиям, наладить взаимоотношения с одноклассниками и с педагогом. Ребёнку достаточно сложно в начале спокойно сидеть и воспринимать информацию от учителя в течении 40 минут. Сложна так же привыкнуть к регулярному выполнению домашнего задания. Для того чтобы выполнять все эти требования ребенок должен быть собранным, организованным, самостоятельным.

«Адаптация ребенка к школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Большинство детей, которые идут в первый класс на начальном этапе испытывают трудности к привыканию к школьным условиям. У детей могут наблюдаться головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита, может появиться плаксивость, подавленное настроение, не верят в собственные силы. У детей может пропасть всяческое желание посещать школьные занятия.

Этапы адаптации в школе

Всего ученые выделяют три основных этапа адаптации ребенка к школьным условиям:

  • ориентировочный
  • неустойчивая адаптация
  • устойчивая адаптация

Для ориентировочного этапа является характерной стремительная реакция, на этом этапе силы организма работают на максимальной возможности. Ребенок знакомится с окружающей обстановкой и подстраивает свое поведение и физические возможности под нее. Этот период как правило длится 2-3 недели.

Во время неустойчивой адаптации ребенок постепенно находит подходящие формы поведения. Он более спокойно начинает реагировать на происходящие изменения

Устойчивая адаптация проявляет себя в том, что ребенок уже знает каким образом он должен себя вести в тех или иных ситуациях. Обстановка становится для него все более и более привычной. Ребенок уже испытывает меньше дискомфорта, его организм перестает работать на пределе своих возможностей, он спокойно реагирует на происходящее.

Степени адаптации

Разные дети имеют разные уровни адаптации. Выделяют три основных уровня:

  • положительная адаптация
  • умеренная адаптация
  • дезадаптация

При положительной адаптации у ребёнка формируется положительное отношение к школе и к учебному процессу. Он адекватно воспринимает требование учителей и спокойно их выполняет. Ребенок положительно справляется со школьными заданиями, хорошо усваивает материал. Ребенок проявляет все качества настоящего школьника: он проявляет активность, самостоятельность, исполнительность, ответственность. С учителями и одноклассниками складываются положительные взаимоотношения. Ребёнка достаточно быстро смог полностью адаптироваться, за два- три месяца.

При умеренной адаптации у ребенка сформировано хорошее отношение к школе. Он хорошо справляется с материалом, обладает средним учебным уровнем, но может отвлекаться при отсутствии контроля со стороны педагога, ладит с детьми и педагогом. Но период адаптации у этих детей более продолжительный, он может продолжатся до полу года.

При дезадаптации или иначе нарушении адаптивного процесса ребенок равнодушно относится к школе. Восприятие материала происходит только с помощью учителя. Ребенок постоянно отвлекается, домашнее задание выполняется не регулярно. Ребенок часто не организован и нарушает дисциплину. Могу провялятся как агрессивность, так и тревожность, и неуверенность. Такому ребенку достаточно сложно наладить взаимоотношения с другими детьми. В подобном случае родители могут обратиться за помощью к таким специалистам как невролог, психолог.

Виды адаптации в школе

Существует так же несколько разновидностей адаптационного процесса:

  • социальная адаптация
  • физическая адаптация
  • психологическая адаптация

Положительная социальная адаптация предполагает, что ребенок умеет внимательно слушать учителя, реагирует на его просьбы, самостоятельно выполняет задания, может организовать и проанализировать успешность их выполнения. Ребенок без труда налаживает социальные контакты и адекватно может оценить сам себя.

Физическая адаптация предполагает, что ребенок справляется со школьной нагрузкой без вреда для здоровья. Он привыкает к новому режиму, грамотно распределяет время, посвящённое учебе и время, отведённое для отдыха и игр.

Психическая адаптация предполагает, что ребенок имеет желание учится, узнавать новое и выполнять необходимые задания. Он так же стремится выполнить задания хорошо и правильно, получить за это поощрение. При положительной психологической адаптации ребенок без проблем запоминает и перерабатывает информацию.

Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot