Бизнес-процессы
Бизнес-процессы - это составляющие бизнеса или производственной деятельности, которые представляют собой взаимосвязанные мероприятия, направленные на получение конкретного товара или услуги.
Благо должно быть востребовано и реализовано, чтобы бизнес мог получить прибыль. Все бизнес-процессы принято разделять на три группы:
- Поддерживающие
- Операционные.
- Управляющие.
Поддерживающие процессы не приносят основной прибыли. Они обслуживают другие процессы компании, тем самым помогая ей функционировать в той среде, где она находится. Сюда относят бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, подбор персонала. В последнее время популярным направлением стал аутсорсинг, то есть передача функций сторонней организации. Основной доход компании приносят операционные процессы. Это производственная, сбытовая деятельность, отношения с поставщиками.
Основные бизнес-процессы нацелены на выработку стратегии, общей системы управления, которые обеспечат общее функционирование бизнеса.
Процессы организации строятся таким образом, чтобы оптимизировать использование ресурсов и затраты и привести к повышению доходов. Кроме того, они повышают прозрачность отношений внутри компании, помогают мотивировать персонал, развивать инновации, являющиеся основным конкурентным преимуществом в современном бизнесе.
Для удобства управления бизнес-процессами составляются их карты, то есть осуществляется детализация подпроцессов, которая позволяет изучить их более точечно, выявить слабые и сильные стороны, внести соответствующие корректировки или изменения.
Моделирование позволяет рассматривать систему в комплексе, формулировать различные подходы, проводить декомпозицию и составлять новую композицию процессов. В результате создается гибкая система бизнеса, способная противостоять влиянию внешних и внутренних факторов.
Типовые бизнес-процессы
Бизнес-процессы призваны решать определенные производственные задачи внутри предприятия. Их принято разделять в зависимости от выполняемых задач. Например, управление информационным ресурсами включает в себя следующие типовые процессы:
- Определение требований в соответствии со стратегией.
- Построение архитектуры систем предприятия.
- Прогнозирование и планирование размещения технологий.
- Стандартизация данных предприятия.
- Разработка и внедрение систем поддержки.
- Выбор подходящих технологий под запросы предприятия.
- Внедрение контролирующих систем и систем безопасности.
- Разработка стратегии безопасности.
- Управление базой данных и хранением информации.
- Своевременное обновление информации.
- Обеспечение доступа к данным.
Управление финансовыми ресурсами включает в себя крупные бизнес-процессы и подпроцессы. Среди крупных процессов выделяют управление финансовыми ресурсами, осуществление операций, формирование отчетов, проведение внутреннего аудита, управление материальными ресурсами.
Внутри них есть подпроцессы. Например, управление финансовыми ресурсами включает в себя разработку бюджетов, управление распределением ресурсов, определение структуры капитала, управление денежными потоками, финансовыми рисками. Если речь идет об осуществлении финансовых и учетных операций, то здесь среди подпроцессов следует выделить работу с дебиторской задолженностью, выполнение оплаты труда, работу с кредиторами, ведение бухгалтерского учета, выплату пособий и премий, управление расходами представительского и общехозяйственного характера. Формирование отчетов тоже является важной частью финансовых бизнес-процессов, сюда относят обеспечение внешней и внутренней финансовой информацией. Помимо вышеперечисленного еще одним важным процессом является управление материальными ресурсами. Сюда относят подпроцессы по управлению планированием капитала, приобретению и продаже основных средств.
Бизнес-процессы управления изменениями и другие
Управление изменениями и улучшениями предприятия - это непрерывный процесс, который сам по себе является отдельным бизнес-процессом. Он включает в себя несколько укрупненных структур, среди них:
- Измерение показателей деятельности.
- Оценка качества.
- Сравнительный анализ.
- Улучшение процессов и систем.
- Внедрение систем повышения качества.
Измерение показателей деятельности включает в себя измерение качества продукции, затрат на обеспечение качества, затрат в целом. Так же может измеряться потеря времени, уровень производительности, то есть продуктивности участков работы. Оценка качества включает в себя исследование на основе внешних и внутренних критериев. Проведение сравнительного анализа подразумевает сопоставление бизнес-процессов, выявление конкурентных преимуществ. На основе полученных данных проводится улучшение процессов, для этого определяются направления улучшений, внедряются непрерывные изменения, проводится реорганизация, реализуется управление улучшениями.
Основные преимущества компания получает за счет человеческого ресурса. Здесь ключевыми бизнес-процессами являются детализация стратегии, управление приемом персонала, развитие и обучение персонала, управление производительностью, обеспечение здоровья и безопасности.
Управление человеческими ресурсами включает в себя идентификацию требований к организации в соответствии со стратегией. Далее определяются затраты на человеческий ресурсы, определяются требования к ним, разрабатывается система организации. Детализация стратегии до уровня функций включает в себя анализ и разработку функций, определение и систематизации выходов функций и метрик, управление ответственностью.
Управление набором персонала тоже представляет собой целую систему. Сюда относят планирование и прогнозирование, разработку планов продвижения карьеры, осуществление поиска, подбора и приема персонала, формирование команды, реорганизацию и сокращение числа сотрудников, перемещение работников и другие операции.