Организационное проектирование
Организационное проектирование - это функция руководителя, которая заключается в разработке элементов и структур, поддерживающих надежность, экономичность и устойчивость предприятия.
Структура организации представляет собой форму разделения и кооперации деятельности, то есть структура управления должна включать в себя все элементы, которые выполняют различные функции. Цель менеджеров заключается в том, чтобы подобрать систему управления, позволяющую достигать коммерческих результатов.
Организационное проектирование включает в себя несколько этапов:
- Формирование стратегии и миссии компании.
- Постановка целей и задач для всех уровней управления.
- Распределение функций.
- Проектирование структуры.
- Подбор человеческого капитала.
- Корректировка полученного результата.
Элементами проектирования организации являются разделение труда, специализация, департаментализация и кооперация, централизация и децентрализация, управляемость, контроль, иерархия, делегирование, координация, дифференциация, интеграция.
Организационное проектирование сосредоточено на рациональной организации структуры управления с учетом стратегии компании. Проектирование включает в себя исследование взаимосвязей между элементами предприятия. Это могут быть структурные подразделения, должностные лица, решаемые задачи, корпоративная культура и так далее.
Организационное проектирование определяет элементы системы, их качественные и количественные характеристики. Оно позволяет разместить элементы структуры оптимальным образом, а также разработать регламенты процессов, технологии процедур.
Факторами организационного проектирования считают организационно-правовую форму предприятия, этап его жизненного цикла, текущий ресурсный уровень, влияние внешней среды.
Формы проектирования организации
Специфика и тип производства определяют форму организационного проектирования. Например, если предприятие занимается массовым производством, то в нем каждое трудовое подразделение закреплено за определенным технологическим процессом. При проектировании организации этот фактор учитывается как основной, поэтому руководству необходимо заранее определить оптимальные размеры подразделений, формы организации трудовой деятельности. Единичное производство требует иного подхода. В этом случае внимание уделяется организации деятельности таким образом, чтобы повысить серийность.
Минимизация ошибок при проектировании организации достигается за счет соблюдения определенных принципов, в их числе:
- Принцип единоначалия.
- Исключение дублирования функций.
- Соответствие объема контроля текущему объему деятельности.
- Соответствие единиц управления количеству функций управления.
- Уменьшение количества промежуточных звеньев.
- Соответствие выполняемых обязанностей и полномочий занимаемой должности.
- Соответствие квалификации сотрудника виду выполняемых работ.
- Принцип вертикальной иерархии.
Единоначалие заключается в том, что у каждого работника есть свой линейный руководитель. Дублирование функций может усложнить производство и создать условия, в которых будут возникать конфликты. Поэтому руководству необходимо контролировать случаи дублирования функций и исключать их. Контроль со стороны менеджеров должен быть оптимальным, чтобы не затормаживать деятельность сотрудников. Сюда же можно отнести принцип соответствия единиц управления количеству функций управления. Перегруженный управленческий аппарат делает структуру производства более ригидной.
Минимизация промежуточных ступеней управления позволяет повысить оперативность деятельности компании. Кроме того, благодаря этому шагу улучшается обратная связь между персоналом и руководством, распоряжения доходят до конечного исполнителя в полном объеме и быстрее.
Каждый кадр системы управления должен выполнять свои обязанности в рамках предоставленных ему полномочий. Это позволит избежать дублирования функций. Подбор работников на рабочие места - основная задача отдела кадров. Сегодня большое внимание уделяется соответствию квалификации и профессионального опыта занимаемой должности. От того, насколько точно будет выбран человек на должность зависит продуктивность данного участка производственной деятельности.
Большинство современных компаний придерживается принципа иерархии власти. То есть существует высшее руководство, менеджеры среднего и младшего звена. Задача управленческих кадров заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойное движение информации от вышестоящего руководства до исполнителей на местах, так же важно наладить обратную связь.
Методы организационного проектирования
Организационное проектирование осуществляется с помощью специальных методов. Метод аналогии заключается в том, что проектирование осуществляется на основе сравнительного анализа. То есть руководство берет за эталон другую организацию или систему управления и сопоставляет созданную модель с этим эталоном.
Привлечение экспертов тоже является действенным методом организационного проектирования. Независимые специалисты, как правило, обладают необходимыми специальными знаниями, навыками и опытом в данной сфере. Привлечение экспертов может повысить лояльность контрагентов, заказчиков и инвесторов к организации в целом.
Структуризация целей как метод организационного проектирования заключается в том, что система строится исходя из стратегических целей компании. Руководство разрабатывает синтетическую модель и тестирует ее в деятельности предприятия.