Использование трубопроводного транспорта в годы войны
Трубопроводный транспорт —это транспортировка промышленной продукции и сырья по трубам.
В период войны трубопроводы в основном использовались для доставки горючего войскам через водные преграды, такие как Дунай, Висла, Ока, Днепр, Волхов, Дон и Волга. С этой целью советской армией использовались:
- Стальные горизонтальные резервуары.
- Сборно-разборные трубопроводы.
- Бензомотопомпы.
- Станции для перекачивания бензина.
Сборно-разборный трубопровод — это трубопровод, использующийся для создания каналов снабжения горюче-смазочными материалами в полевых условиях.
В 1942 году, с целью снабжения горючим 61 армии на Брянском фронте, который тогда проходил за Окой, через нее был проложен сборно-разборный трубопровод, диаметром 75 миллиметров. Для сооружения его подводной части использовались резинотканевые рукава. Благодаря ему, удалось обеспечить 61 армию стабильными поставками горючего в период военных действий. Осенью того же года все запасы горючего, которое предназначалось для Сталинградского фронта, находилось за Волгой. Было принято решение о прокладке подводного трубопровода из Владимирской Пристани, с целью стабильного снабжения войск, а также предотвращения его разрушения во время бомбардировок.
В марте 1943 года особую роль в снабжении армии горючим сыграл трубопровод, проложенный через реку Дон. После освобождения от захватчиков Ростова-на-Дону и Северного Кавказа стал свободен путь на Кавказ. Железная дорога была отстроена заново, однако, мост через реку был разрушен основательно. Войска Юго-Западного и Южного фронтов обеспечивались горючим через Каспийское море, что занимало много времени. Поэтому, после освобождения Севера Кавказа и Ростова-на-Дону, трубопровод через Дон использовался в качестве продолжения железной дороги, благодаря его работе, каждые сутки на правый берег реки доставлялось около 700 тысяч тонн горючего.
Весной 1944 года возникли трудности, связанные с обеспечением горючим войск, расположенных на территории Правобережной Украины, так как мост через реку Днепр был разрушен. Для стабилизации снабжения войск топливом, в районе моста был сооружен трубопровод протяженностью более 2700 километров, из которых почти 1100 километров проходили по воде.
Зимой 1945 года, для того, чтобы обеспечить горючим войска второго Белорусского фронта, находящегося в то время за рекой Висла, были сооружены две лини сборно-разборных трубопроводов, в районах Грауденце и Фордона. По ним, за очень короткий срок, было подано около 6 тысяч тонн горючего. В тоже время, для организации стабильного наступления Украинского фронта, был проложен трубопровод через реку Дунай, длиной 900 метров.
Во время блокады Ленинград, появилась проблема, связанная с обеспечением войск, оборонявших город. Все автомобильные и железнодорожные дороги были уничтожены, поэтому было принято решение о прокладке трубопровода через Ладожское озеро между поселком Борисова Грива и мысом Кареджа. На восточном берегу озера трубопровод подходил к железной дороге Кобона-Коса, а на западном берегу к линии Ладожское озеро — Ленинград - Финляндский. Длина данного трубопровода составляла почти 35 километров, из которых почти 27 километров проходили под водой. Его сооружение началось 21 мая 1942 года, работы велись всего в трудных условиях, всего в 2,5 километрах от линии фронта. Все работы были закончены 16 июня того же года. И уже 18 июня по нему началась перекачка горючего.
Трубопроводные войска
Трубопроводные войска появились в составе Советской армии в 1944 году. По договоренности с властями Румынии, было сформировано:
- Четыре батальона по перекачке горючего.
- Мастерская, которая занималась строительством резервуаров.
- Батальон охраны трубопровода.
Задачей батальнов, занимающихся перекачкой горючего, было использование сборно-разборных трубопроводов, которые были получены от Соединенных Штатов Америки, по программе ленд-лиза. Длина этого трубопровода была 200 километров, а диаметр составлял 100 миллиметров. По нему горючее транспортировалось с завода по переработке нефти в городе Плоешти до нефтебазы, находящейся в городе Рени, в Одесской области. А отсюда горюче по железной дороге доставлялась войскам третьего и второго Украинских фронтов, а также Дунайской речной флотилии и Черноморскому флоту. Всего по трубопроводу было перекачано более 600 тысяч тонн горючего.
В период Великой Отечественной Войны удалось решить главную проблему — обеспечение войск горючим и топливом, при помощи сборно-разборных трубопроводов. Что доказало высокую эффективность и значительные преимущества этого вида транспорта перед другими.