Цель и законодательная база
Третий энергетический пакет – это законодательство Европейского Союза, касающееся либерализации электрического и газового рынков, которое было принято Европейским Парламентом и Советом Европейского Союза в июле 2009 года и вступило в силу в сентябре того же года.
Главным аспектом пакета является ограничение монополии поставщиков электричества и природного газа, блокирующих поставку продукции конкурирующих организаций за счет владения сетями доставки к конечным потребителям (газопроводы, линии электропередач и т.п.). Формально этот документ входит в состав инициативы развития либеральных ценностей Европы, но по факту представляет собой жесткое антимонопольное законодательство, применяемое согласно целям правительства в виде санкций. Основная цель третьего энергетического пакета заключается в недопущении блокировки компаниями-монополистами доступа к конечным потребителям других компаний, благодаря владению транспортными сетями. По этому документу, монополисты обязаны предоставлять 50 % емкости своих сетей конкурентам, не пользоваться ими или продать независимым операторам. Если желающих использовать эти сети нет, то Еврокомиссия может предоставить право владения ими монополисту, в порядке исключения. Регламенты и директивы Третьего энергетического пакета состоят из следующих документов:
- Директива Европейского Союза 73/2009 о внутреннем рынке природного газа.
- Директива Европейского Союза 72/2009 о внутреннем рынке электрической энергии.
- Регламент Европейского Союза 713/2009 об создании Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики.
- Регламент Европейского Союза 714/2009 об условиях доступа к сети для трансграничных обменов
- Регламент Европейского Союза 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа.
Применение Третьего энергетического пакета по отношению к проектам Российской Федерации
Существует мнение, что блокировка «Южного потока» связана с принятием Третьего энергетического пакета, но это не совсем так. «Южный поток» был заблокирован Болгарией на местном уровне.
«Южный поток» - проект газопровода, который должен был быть проложен по дну Черного моря из района Анапы в болгарский город-порт Варна, но так и не был реализован.
Принятие Третьего энергетического пакета имело следующие последствия для Российской Федерации:
- Третий энергетический пакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому сооружение новых газопроводов российскими компаниями заблокировано быть не может.
- В случае, если российские компании топливно-энергетического комплекса передадут в управление и продадут независимым компаниям, то Третий энергетический пакет прекращает свой действие.
- Российская Федерация может выполнить требования Третьего энергетического пакета, если проведет собственную антимонопольную реформу, касающуюся «Газпрома» и его внешней торговли. Суть реформы заключается в передаче 50 % мощностей компании другим российским организациям, таким как «Новатэк» и «Роснефть», которые без проблем смогут выкупить квоту.
- Третий энергетический пакет не лишает права российских компаний использовать 50 % своих мощностей.
- Российская компания может использовать 100 % своих мощностей, если отсутствую независимые компании, которые желают их использовать.
«В целом Российская Федерация выступает против данного документа, так как считает, что Европейская комиссия пытается контролировать рынок и заставить российские компании перейти на спотовую схему поставок. В 2012 году на саммите Владимир Путин заявлял, что нормы Третьего энергетического пакета не должны распространяться на контракты, заключенные до его принятия.»
Последние поправки в Третий энергетический пакет
Доработки документа распространяют требования пакета на морские газопроводы, которые идут из третьих стран. Главной их целью является газопровод, принадлежащий «Газпрому», - «Северный поток-2». Согласно доработкам, оператором газопровода должна быть независимая от «Газпрома» компания. Сейчас оператором газопровода является Nord Stream 2 AG, принадлежащая «Газпрому». К сожалению, она не подходит под новые требования. Также согласно новым правилам, исключение проекта из-под требований этих доработок производится не Брюсселем, а страной-членом Европейского Союза, на территории которой проходит газопровод. В случае в «Северным потоком-2» такой страной является Германия. Германия отказалась выводить проект газопровода из-под новых правил, так как по мнению правительства страны для этого его строительство должно было завершиться до 23 мая 2019 года. В Германии отталкиваются от понятия «завершение проекта». А Nord Stream 2 AG настаивает на том, что строительство газопровода было окончено с точки зрения экономической функциональности. Они подали иск в Европейский суд против новых изменений в пакете, но суд отклонил их. В тоже время Германия приняла решение о выводе проекта «Северный-поток-2» из-под новых требований энергетического пакета на ближайшие 20 лет.