Схемы бурения боковых стволов скважин Подготовительные работы
Боковой ствол скважины – это стенки скважины, которые бурятся в разных направлениях
Для бурения боковых стволов скважин используют следующие устройства:
- Райбер-фрезеры
- Разъединяющие устройства.
- Отклонители клинового типа.
Бурение боковых стволов скважин для их реконструкции применяется, когда использование традиционных методов и технических средств является нецелесообразным с экономической точки зрения или неэффективной с технической. Бурение боковых стволов скважин широко используется для реконструкции относительно старых скважин, при условии, что вскрытие продуктивного пласта горизонтальными или наклонными скважинами обосновано (экономически и технически). Основные преимущества бурения боковых стволов скважин заключаются в его дешевизне относительно строительства новых скважин и простоте геофизических исследований, так как боковой ствол проходит вблизи старой скважины, данные о которой уже известны (результаты эксплуатационных испытаний, данные каротажа, керновые данные). Самые распространенные технологические схемы бурения боковых стволов изображены на рисунке ниже (самой распространенной из них является схема В).
Рисунок 1. Схемы бурения боковых стволов скважин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подготовительные работы
До начала процесса бурения боковых стволов скважин осуществляют обследование обсадной колонны печатью из свинца. Диаметр данной печать должен быть на 10-12 миллиметров меньше, чем внутренний диаметр обсадной колонны.
Обсадная колонна скважины – это колонна, которая используется для изоляции продуктивных пластов, а также крепления буровых скважин
Следующим этапом подготовительных работ является спуск и проверка проходимости шаблона, с целью оценить возможность спуска необходимого устройства или инструмента в соответствии с процессом бурения, с технической точки зрения. Диаметр эксплуатируемого шаблона (Dш) определяется следующим образом.
Dш = Dо + (10-12) миллиметров
где Dо - самый большой диаметр отклонителя.
Длина эксплуатируемого шаблона (Lш)вычисляется по следующей формуле:
$Lш = Lo + (10-12) миллиметровLш = Lo + (10-12) миллиметров
где Lо - длина отклонителя.
Затем определяют расположение муфт при помощи специального устройства - локатора, с целью измерения “окна”, а также монтажа цементного моста. Обычно цементный мост сооружают высотой 5-6 метров при условии расположения его верхней части 0,5-1 метр выше, чем муфтовое соединение и оставляют скважину для затвердевания.
После затвердевания со стенок труб удаляют корку из цемента, а затем проводят дополнительное шаблонирование до той глубины, на которой находится установка цементного моста, затем проверяют герметичность колонны при давлении, которое в 1,5 раза выше, чем расчетное (в котором учитывается износ труб). Отклонитель спускают со скоростью, которая не превышает 0,2 метров. Соединение между собой бурильных труб и отклонителя делают при помощи спускного клина. Контроль спуска клина до головы цементного моста осуществляют при помощи специального индикатора массы. В случае если осевая нагрузка составляет 30 - 40 КН - срезают нижнюю шпильку, а подвижной патрубок перемещается по направляющей трубе. Когда нагрузка достигает 100 КН срезаются верхние болты, а освобожденный спускной клин поднимают на поверхность. Схема клина-отклонителя изображена на рисунке ниже.
Рисунок 2. Схема клина-отклонителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
1 - магнитный переводник; 2 - спускной клины; 3 - срезные болты; 4 - отклоняющий клин; 5 - плашки.
Прорезание “окна” в обсадной колонне
На бурильных трубах спускается райбер, который армирован твердым сплавом. Как правило, диаметр райбера на 10 - 15 миллиметров меньше, чем внутренний диаметр обсадной колонны в интервале вскрываемого “окна”. Прорезание колонны производится при вращении бурильного инструмента (скорость 45 - 80 оборотов в минуту) с одновременной подачей райбера по наклонной плоскости отклонителя. Производительность эксплуатируемых насосов при этом составляет около 10 литров в секунду. В процессе райбирования осевую нагрузку увеличивают от 5 КН ( во время проработки) до 50 КН при вскрытии “окна”. При выходе райбера из колонны, нагрузку уменьшают до 10-20 КН. Значение оптимальной нагрузки в процессе вырезания “окна” зависит от диаметра райбера и должна составлять примерно 2 КН на каждые 100 миллиметров диаметра райбера. Об окончании процесса вырезки “окна” судят по показателям индикатора массы, а также манометра который монтируется на манифольдной линии. Дальнейшее бурение должно производиться в соответствии с решением, которое принимается для каждого геологического разреза индивидуально.