Проектирование и назначение нефтехранилищ
Нефтехранилище – это промышленно-инженерный объект, который предназначен для хранения нефти и нефтепродуктов.
По назначению нефтехранилища могут быть самостоятельными предприятиями, которые осуществляют хранение, прием и отпуск нефтепродуктов потребителям. Также некоторые нефтехранилища могут входить в состав транспортных, промышленных и других предприятий, занимаясь снабжением этих организаций нефтепродуктами.
Технологические процессы, которые осуществляются на нефтехранилищах могут быть основными и вспомогательными. К основным технологическим процессам на нефтехранилищах относятся:
- Отпуск нефтепродуктов потребителям (в специальные автоцистерны или бочки).
- Хранение нефтепродуктов на складах и в резервуарах.
- Прием нефтепродуктов от поставщиков.
- Налив нефти и нефтепродуктов нефтеналивные суда и железнодорожные цистерны.
- Перекачка нефтепродуктов по магистральному трубопроводу.
К вспомогательным операция на нефтехранилищах относятся регенерация отработанных масел и очистка нефтепродуктов.
Нефтехранилища для нефти и нефтепродуктов в основном состоят из резервуарных парков. Поэтому проектирование нефтехранилищ основано на соблюдении требований к строительству резервуарных парков. Устройство, проектирование и эксплуатация резервуарных парков должна осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 2.09.85 «Сооружение промышленных предприятий», СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти нефтепродуктов. Противопожарные нормы.», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», РД 08-95-95 «Положение о системе технического диагностирования сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов», ПБ 03-381-00 «Правила устройства вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов» и других документов.
В процессе проектирования нефтехранилищ (резервуарных парков) необходимо проведение ряда математических и инженерных расчетов. К таким расчетам относится расчет на прочность стенок резервуара, которая высчитывается из формулы:
$K = N/F$, где
$К$ – предел прочности материала; $N$ – сила, которая растягивает цилиндрическую поверхность резервуара; $F$ – площадь сечения резервуара, на которую действует растягивающая сила.
Также расчету подвергаются основные размеры резервуаров, расчет дыхательных клапанов, вместимость резервуара, количества сливных и наливных устройств и т.п.
Назначение и проектирование автозаправочных станций
Автозаправочная станция (АЗС) – это совокупность оборудования и сооружений, предназначенных для заправки топливом транспортных средств.
Автозаправочные станции могут быть общего пользования или ведомственные. Станции общего пользования обслуживают транспортные средства, вне зависимости от ведомственной принадлежности и вида собственности. Ведомственные станции осуществляют обслуживание транспорта определенных компаний, фирм или ведомств.
Все автозаправочные станции также делятся на несколько видов:
- Традиционные. На таких станциях резервуары с топливом располагаются под землей, а их технологическая схема характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонн.
- Модульные. На таких станциях резервуары располагаются надземно, топливораздаточные колонны и места хранения топлива выполнены как единое целое изделие.
- Передвижные станции, которые осуществляют розничную продажу топлива.
- Контейнерные.
- Топливораздаточные пункты, которые заправляют транспорт определенного предприятия, находятся на его территории.
- Многотопливные станции, на которых осуществляется заправка транспорта разными видами топлива.
- Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, на которых осуществляется заправка сжатым газом баллонов топливной системы.
- Автомобильные газозаправочные станции, на которых осуществляется заправка баллонов топливной системы сжиженным газом.
При проектировании автозаправочной станции в первую очередь учитываются технические характеристики объектов, входящих в ее состав, а также соответствие материалов, из которых они выполнены, требованиям нормативных документов в области пожаро- и взрывобезопасности строительства промышленных объектов. Задания и сооружения, которые располагаются на территории станции, должны быть I, II или III степени огнестойкости. Принципиальная технологическая схема стационарной автозаправочной станции изображена на рисунке.
Рисунок 1. Принципиальная технологическая схема стационарной автозаправочной станции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также в состав проектирования станций входят инженерные расчеты основных параметров используемых насосов, расчет параметров раздаточных кранов, составление генерального плана и многое другое.