Разлив нефти в зимних условиях
Разлив нефти – это попадание нефти в окружающую среду из-за действий человека.
Разлив нефти в зимних условиях сопровождается рядом факторов, оказывающих влияние на дальнейшую ее локализацию, которые могут быть отрицательными и положительными. К положительным факторам относятся:
- Наличие льда способствует ограничению попаданию нефти в грунт.
- Низкие температуры способствуют замедлению процесса выветривания.
- Зимой береговой припай может защитить береговые сообщества, находящиеся в приливно-отливных зонах, а также саму береговую линию от загрязнения нефти.
- Охлажденная нефть, которая имеет высокую степень вязкости, становится причиной замедления процесса ее растекания.
- В регионах, находящихся в условиях холодного и снежного климата, количество зон, которые имеют сельскохозяйственное значение гораздо меньше, чем в регионах с умеренным и тропическим климатом.
- Лед и снег способны эффективно сдерживать разлившуюся нефть.
- В условиях высокой плотности воды вероятность осаждения тяжелой нефти очень низка.
- Снег представляет собой эффективный сорбент.
К отрицательным факторам, которые сопровождают разлив нефти в зимних условиях, относятся:
- Выбор диспергента зависит от степени солености воды.
- Процесс сбора нефти затруднен из-за ограниченного доступа и более высокого уровня опасности для сотрудников.
- При разливе нефти в зимних условиях для его ликвидации необходимы специальные методы защиты.
- Оборудование, которое используется для локализации разлива, нуждается в тщательном высушивании при завершении каждого цикла с целью снижения объема остаточной влаги, так как ее замерзание может стать причиной его поломки.
- Высокие риски, которые связаны с транспортировкой отходов из отдаленных районов.
- В регионах с холодным и снежным климатом процесс повторного заселения пострадавшего района живыми организмами более затруднителен.
- Труднодоступность пострадавших районов.
Локализация разливов нефти в зимних условиях при помощи ограждений
Локализация разливов нефти в зимних условиях осуществляется при помощи специальных защитных ограждений. К таким ограждениям относятся дамбы, гидрозатворы, боновые ограждения, канавы, фильтрационные перегородки, траншеи, желоба, прорези во льду, ледовые рвы.
Боновое заграждение – это плавучее заграждение, которое используется для ограничения распространения нефти по поверхности водного объекта.
Боновые заграждения, использующиеся при локализации разливов нефти, в том числе и в зимних условиях, производятся в нескольких модификациях. Боновые заграждения с постоянной плавучестью могут быть высотой от 830 до 1500 миллиметров. Скорость их буксировки может достигать 3 узлов. Данные заграждения оказывают максимальное сопротивление волновым и ветровым нагрузкам. Надувные боновые заграждения представляют собой оперативное средство локализации разливов. Аварийные боновые заграждения используются для локализации разливов нефти в прибрежной зоне морских заливов и при переходе судов по внутренним водоемам. Приливные боны предназначены для защиты береговой линии приливно-отливных зонах.
В случае разлива нефти зимой в условиях сплошного льда или при ее застывании сбор замазученного снежного покрова и льда осуществляется механизированным способом. Преимуществом такого метода является то, что он удобен для удаления загрязнений с заболоченных участков. При попадании нефти на лед, с целью предотвращения ее растекания, вокруг нефтяного пятна сооружают снежные преграды, которые обливают водой для обеспечения их непроницаемости. Также могу вырезать траншеи глубиной до одного метра. В них нефть смывается специальными установками, оттуда она забирается нефтесборными устройствами. Ширина такой прорези выбирается с учетом скорости всплывания нефтяных частиц, зависящая от толщины льда и скорости течения. Как правило, ширина такой прорези 1-3 метра. Для их сооружения используются специальные ледорезные машины и механизмы. Сооружение прорезей, при условии глубины воды под толщей льда более 0,5 метров, выполняется только после определения толщины ледяного покрова, который способен выдержать нагрузку, создающуюся работающим ледорезными механизмом или машиной.
Определение толщины ледяного покрова для выполнения всех работ, установки всего необходимого оборудования, размещения всех материалов, а также движения транспортных средств рекомендуют осуществлять в соответствии с ВСН 010-88 “Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы”.
Иногда для локализации разлива нефти и ее направления в зимних условиях могут использоваться листовые материалы в виде полотна, который опускают на глубину до 0,7 метров и вмораживают его верхней кромкой в лед.