Общие сведения о магистральном нефтепроводе «Дружба»
Магистральный нефтепровод «Дружба» - это система магистральных нефтепроводов, построенная «Ленгазспецстроем» в 60-е года двадцатого века с целью доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в страны – члены Совета экономической взаимопомощи, расположенные в Восточной Европе (Германская Демократическая Республика, Венгрия и Польша).
Маршрут нефтепровода «Дружба» проходит от города Самара до Брянска, затем до Мозыря (Беларусь), после чего разветвляется на два участка: южный (проходит по территории Чехии, Украины, Хорватии, Венгрии и Словакии) и северный (проходит по территории Латвии, Германии, Беларуси, Польши и Латвии). В систему нефтепровода входят:
- Почти 9000 километров трубопровода (около 4000 километров находится на территории Российской Федерации).
- 46 насосных станций.
- 38 промежуточных насосных станций.
- Резервуарные парки общей вместимостью около 1,5 миллионов кубометров нефти.
По нефтепроводу «Дружба» ежегодно транспортируется в страны Европы около 70 миллионов тонн черного золота, из которых почти 50 миллионов тонн транспортируется по северному участку. Отечественный участок нефтепровода эксплуатируется АО «Транснефть-Дружба», которое является структурным подразделением «Транснефти». Данное подразделение также осуществляется эксплуатацию Балтийской транспортной системы — II, которая связывает нефтепровод «Дружба с российскими портами, расположенными на Балтийском море. Собственниками нефтепровода являются:
- «Транснефть-Дружба» (Беларусь).
- Transpetrol (Словакия).
- Mero (Чехия).
- PERN (Германия и Польша).
- MOL Plc. (Венгрия).
- Гомельтранснефть (Беларусь).
- УкрТатНафты (Украина).
История строительства нефтепровода «Дружба»
К концу 50-х годов прошлого столетия из-за роста производства в странах - членах Совета экономической взаимопомощи возникла острая потребность в нефти. В то время поставки из Советского Союза осуществлялись только железнодорожным транспортом. В 1958 году, на 10 сессии Совета в Праге было принято решение о строительстве нефтепровода от месторождений нефти в республике Башкортостан в Венгрию, Чехословкию, Германскую Демократическую Республику и Польшу. В 1959 году данное решение было закреплено межправительственными соглашениями.
Проект нефтепровода был разработан «Гипротрубопроводом» и утвержден комиссией стран Совета экономической взаимопомощи по газовой и нефтяной промышленности. Нефтепровод начинался в городе Альметьевск и пролегал через Куйбышев (Самара), Пензу, Липецк, Орел, Брянск, Мозырь. Затем северный участок проходил через Брест и Польшу в город Шведт (Германия), а южный - через Украину, город Броды, Братиславу, Прагу, Будапешт и Шаги.
Агрегаты для насосных станций производились в Германской Демократической Республике, средства автоматики на предприятиях Венгрии, клапаны и арматура в Чехословакии. Поставками труб и техники, а также осуществлением строительства занимался Советский Союз. Строительство нефтепровода началось в 1960 году, а районе Карпат, который являлся самым сложным участком. В 1963 году шло строительство участков нефтепровода на территории Венгрии, Польши, Германской Демократической Республики и Чехословакии. До 1964 года эти участки работали только на перекачку нефти, сгружаемую на границах из железнодорожных цистерн. 15 октября 1964 года состоялся официальный ввод нефтепровода в строй. В 1967 году, сотрудники «Гидротрубопровода» были награждены (за проект нефтепровода) орденом Трудового Красного Знамени. Позже на эту тему был снят фильм «Магистраль».
Диаметр труб нефтепровода на участке от Альметьевска до Мозыря составляет 1020 миллиметров, на остальных он находится в диапазоне от 529 до 720 миллиметров. На территории Советского Союза нефтепровод пересек более 400 водных преград, в том числе реки Днепр, Волга, Дон и Десна. В 1969 году было начато расширение его пропускной способности. В 1974 году успешно завершилось строительство второй нитки трубопровода, диаметр которого не превышал 1220 миллиметров. В 1978 году было построено ответвление к нефтеналивным терминалам на территории Латвии и Литвы.
В 2006 году произошла утечка недалеко от города Унеча, площадь загрязнения составляла 1 000 квадратных метров. Это стало причиной остановки перекачки нефти в Прибалтику. С целью возобновления транспортировки нефти в данные районы в 2009 году началось строительство «Балтийской трубопроводной системы — II”, связавшей «Дружбу» с портами на Балтийском море. Строительство завершилось в 2012 году. Маршрут системы проходит через Унечу, Андреаполь и Усть-Лугу. В настоящее время центр, осуществляющий управлений отечественной часть нефтепровода, находится в Брянске.