Характеристика Приразломного месторождения
Приразломное месторождение – это единственное месторождение нефти, расположенное на арктическом шельфе Российской Федерации, относящееся к Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Месторождение расположено в 55 километрах к северу от поселения Варанедей и примерно в 320 километрах к северо-востоку от города Нарьян-Мар. Глубина моря в месте добычи составляет около 20 метров. Месторождение было открыто в 1989 году. Запасы извлекаемой нефти составляют 70 миллионов тонн, ежегодный объем добычи стремится к отметке 5,5 миллион тонн в год. Прогнозируемый срок эксплуатации месторождения составляет около 25 лет. Разработкой месторождения занимается «Газпром нефть шельф». Добыча нефти осуществляется с морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Конструкция данной платформы позволяет выполнять технологические операции по:
- Отгрузке нефти на танкеры.
- Добыче нефти.
- Хранению нефти.
- Бурению скважин.
Приразломное месторождение расположено на шельфе Печорского моря, в его юго-восточной части, в 980 километрах от города Мурманска. Данный район характеризуется сложными климатическими и природными условиями. Ледяной покров на территории месторождения сохраняется в течении 7 месяцем, при этом высота ледяных торосов может достигать 2-2,5 метров. Температура воздуха может опускать до минус пятидесяти градусов по Цельсию.
Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, носит название Arctic Oil (ARCO) и в первые была отгружена в апреле 2014 года. Нефть ARCO отличается высокой плотностью, около 910 килограмм на кубометр, низким содержанием парафина, а также высоким содержанием серы. Тяжела нефть ARCO отлично подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы, поэтому она вся является экспортной. Эта нефть является сырьем для химических продуктов, которые используются в шинном производстве, дорожном строительстве, а также в фармацевтической и космической отраслях. Схема разработки Приразломного месторождения изображена на рисунке.
Рисунок 1. Схема разработки Приразломного месторождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разработка ведется с платформы «Приразломная», которая рассчитана на эксплуатацию в суровых условиях. Все скважины бурятся внутри платформы, а специальное оборудование предотвращает выброс нефти в море. Система хранения нефти на платформе осуществляется «мокрым» способом в резервуарах. Такой способ исключает возможности попадания воздуха в емкости и образования взрывоопасной среды.
Интенсификация добычи нефти и ее рациональное использование на Приразломном месторождении
Интенсификация добычи нефти – это увеличения темпа ее добычи.
Способы, решения и технологии по интенсификации добычи нефти и рационального ее использования на Приразломной месторождении включают в себя:
- Конструктивные особенности платформы «Приразломная».
- Конструктивные особенности резервуаров для хранения нефти.
- Технологию хранения нефти.
- Систему перекачки нефти.
- Конструкцию нефтеналивных танкеров.
- Систему ледового менеджмента.
- Систему организации экологической безопасности.
На данный момент на платформе «Приразломная эксплуатируется 19 скважин. Для интенсификации добычи нефти на месторождении почти каждый год вводится еще несколько скважин, всего рассчитывают построить 32 скважин – 19 добывающих и 12 нагнетательных. Платформа расположена прямо на морском дне, поэтому все используемые скважины не имеют контакта с водной средой, что способствует рациональному использованию запасов месторождения. Также рациональному использованию полезного ископаемого способствует наличие в конструкции платформы двойной системы защиты, включающей в себя клапан-отсекатель и гидравлический клапан, который входит в состав фонтанной арматуры. Такая система сводит к минимуму риск фонтанного выброса нефти.
Для сведения к минимуму потерь нефти во время хранения в танках из-за коррозии или износа, их стенки изготавливают из плакированной стали, а пространство между танкерами заполнено бетоном. Опасность взрыва и разлива нефти на стадии ее хранения достигается благодаря «мокрому» способу хранения. При этом способе используют балластовую воду, которая поддерживает постоянное давление в танке с нефтью, посредством полного заполнения танка и подпором насосов. Для предотвращения потерь нефти при перекачке на платформе установлена аварийная система, которая способна остановить процесс в течении семи секунд. На месторождении также используется технологи бесконтактной швартовки танкеров, которая производится с помощью систем динамического позиционирования.
Безопасную отгрузку нефти в течении всего года осуществляют благодаря центру управления ледовой обстановки.