Традиционные способы транспортировки углеводородов
Углеводороды – это органические соединения, состоящие из атомов водорода и углерода, которые являются важными составными нефти, нефтепродуктов и природного газа.
На сегодняшний день существует несколько основных способов транспортировки углеводородов:
- Железнодорожный способ. Перевозка углеводородов осуществляется в специальных цистернах. Преимуществом такого транспорта является всесезонность его использования. Главные его недостатки – большие затраты на строительство новых путей, высокая стоимость перевозок относительно других способов.
- Автомобильный способ. Перевозка углеводородов осуществляется в специальных автоцистернах. Преимуществами такого способа являются мобильность и скорость доставки, а недостатками – дороговизна и малые объемы.
- Трубопроводный способ. Перевозка углеводородов осуществляется по трубам. Главным преимуществом этого способа является его дешевизна, а недостатком – большие капитальные затраты на строительство сети трубопроводов.
- Водный способ. Перевозка углеводородов в этом случае осуществляется специальными наливными судами, баржами и танкерами. Преимуществами такого способа являются дешевизна, малый расход топлива и высокая пропускная способность. Основной недостаток – ограниченное время навигации из-за климатических условий.
Нефтеналивное судно – это судно, которое предназначено для перевозки наливных грузов.
Инновационные и перспективные технологии транспорта углеводородов железнодорожным способом
Транспортировка углеводородов в Российской Федерации сложилась таким образом, что 90-95 % от их общего объема осуществляется двумя и более видами транспорта, в стыковочных пунктах они находятся 70 % от общего времени.
Для уменьшения простоев в области транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом здесь постепенно внедряется процесс доставки грузов в виде логистической транспортной сети. Основными элементами такой сети являются все звенья транспортной инфраструктуры. Основой такой организации выступает интеграция функциональных схем, которые связаны с прохождением потока от производителя к приемным пунктам потребителя. При этом железнодорожный транспорт должен рассматриваться, как составная часть логистической транспортной сети. С точки зрения системного подхода такая модель логистической сети должна описывать процессы взаимодействия потребления, производства и транспортировки. Доставка груза должна осуществляться в срок, а также с минимальными материальными, трудовыми и денежными затратами. Кроме того, при выстраивании логистической сети в обязательном порядке реализуется принцип оптимальности. Согласно ему, должны быть оптимизированы все технические и технологические параметры объектов, которые планируется задействовать в рамках логистической сети. Результатам внедрения логистической сети должна быть ее максимальная эффективность, установленная ранее. В данный момент эта технология была опробована на станции Хабаровск. Результатами мероприятия стали:
- Транспортные расходы уменьшились на 39 %.
- Цена груза упала на 11%.
- Время доставки уменьшилось на 73 %.
- Экономия парка локомотивов составила более 100 штук.
- Экономия специальных цистерн для перевозки составила более 8500 штук.
Инновационные и перспективные технологии транспорта углеводородов трубопроводным способом
Главной задачей технологии, которые внедряются в области транспортировки углеводородов трубопроводным способом, является уменьшение затрат на строительно-монтажные работы, а также их снижение на издержки, связанные с эксплуатацией. Решение этой задачи в настоящее время достигается при помощи использования полимерных трубопроводных систем, что позволяет значительно экономить средства в период их строительства и эксплуатации.
Полимерные трубопроводные системы при транспортировке углеводородов, также должны решать задачу по возможности своей эксплуатации в условиях высокого давления. В настоящее время рядом компаний разрабатываются стеклопластиковые и полиэтиленовые полимерные трубопроводные системы. Такие трубы состоят из полимерного материала и армирующего слоя, который должен защищать трубы от высокого давления и гидроударов. На данный момент благодаря инженерам из Роскосмоса уже используются системы, которые способны выдерживать давление до 200 атмосфер. Эти трубопроводные системы производятся «Технологией Композита» в городе Пермь.
Еще одним важным направлением в области транспортировки углеводородов трубопроводным способом является балластировка труб в условиях прокладывания их в водонасыщенных грунтах и под водой (обеспечение их устойчивого положения). Сейчас главным и основным способом балластировки является обетонирование. Но сравнительно недавно на Московском трубозаготовительном комбинате был разработан новый способ, суть которого заключается в помещении трубы в полиэтиленовую оболочку, а пространство между ними заполняется бетонным раствором. Данный метод значительно превосходит классический в области надежности эксплуатация, а также способствует уменьшению потерь полезного ископаемого во время транспортировки.