Общие сведения
Газопровод Бованенково - Ухта – это российский магистральный газопровод, продукция по которому отправляется на экспорт.
Основным источником газа для газопровода Бованенково - Ухта является Бованенковское месторождение природного газа. Данное месторождение является крупнейшим месторождением на полуострове Ямал, оно расположено в 40 километрах от берега Карского моря. Ближайшим к месторождению населенным пунктом является поселок Бованенково. В городе Ухте газопровод присоединяется к магистрали Ямал - Европа. Схема газопровода Бованенково - Ухта изображена на рисунке ниже.
Рисунок 1. Схема газопровода Бованенково – Ухта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Синими и оранжевыми линиями на схеме изображены действующие газопроводы, зелеными - новые реализуемые проекты, а серыми – перспективные газопроводы.
Решение о начале строительства газопровода было принято в 2006 году, а уже в 2008 году началось его строительство. Изначально строительство планировалось завершить в третьем квартале 2011 года, но из-за финансового кризиса оно было закончено на один год позже, в третьем квартале 2012 года. К июню 2009 года было построено более 300 километров газопровода, 40 из которых были проложены по дну Байдарацкой губы. К 2010 году по дну было уложено более 100 километров труб. Основными подрядчиками по подводной прокладке газопровода были:
- ООО «Стройгазконсалтинг».
- ОАО «Межрегионтрубопроводстрой».
В 2012 году в тендере на поставку «Газпрому» 480 тысяч трубной продукции одержала победу компания «Северный Европейский трубный проект». Сумма контракта составила почти 40 миллиардов рублей. Основные характеристики трубопровода следующие:
- Производительность газопровода (с учетом газопровода Бованенко - Ухта 2) около 110 миллиардов кубометров газа ежегодно.
- Протяженность трубопроводов около 1200 километров.
- Рабочее давление 120 атмосфер.
- Количество компрессорных станций – 9 штук.
В декабре 2018 года была открыта вторая нитка Ухта - Торжок, которая способствовала росту объемов поставки природного газа из Ямала в центральные регионы Российской Федерации.
Технологии строительства
Для строительства и обустройства компрессорных станций на газопроводе, вдоль него каждую зиму прокладывали зимник Байдарацкая губа – Воркута – Интра – Печора – Ухта. Зимник проходил не параллельно трассе газопровода, иногда отклоняясь на 10 километров. После завершения строительства остались только дороги до компрессорных станций, самой длинной из них является дорога, проходящая от Воркуты до Байдарцкой губы. Данная дорога является грунтовой и используется круглы год, оканчивается она в поселке Яры. В летний период по этой дороге могут проехать не только грузовики, но и легковые автомобили. По правилам «Газпрома», компрессорные станции газопровода должны иметь круглогодичный подъезд, с этой целью грунтовые дороги были построены до них от железнодорожных станций.
Компрессорная станция – это подвижная или неподвижная установка, которая используется для получения сжатого газа.
Сооружение газопровода Бованенкова - Ухта является одним из самых масштабных и сложных в истории российской нефтегазовой отрасли. Для его строительства использовались инновационные технологии, а также машины, инструменты, механизмы и оборудование повышенной надежности. Специально для его сооружения трубные заводы освоили изготовление уникальных труб диаметром 1420 миллиметров из стали марки К65 и К80, имеющих гладкое покрытие. Данные трубы могут выдерживать высокое рабочее давление, вплоть до 120 атмосфер. Данное свойство способствует снижению металлоемкости, а также повышению эффективности транспортировки природного газа конечным потребителям.
Трасса газопровода Бованенково - Ухта преодолевает Байдарацкую губу (залив Карского моря), которая почти круглый год покрыта льдом. Для прокладки газопровода в этом районе использовались специальные обетонированные стальные трубы, диаметр которых составлял 1219 миллиметров, а рабочее давление равнялось 12,16 Мпа. Прокладка газопровода в столь суровых условиях была совершена впервые в мире. На компрессорных станциях газопровода установлены газоперекачивающие агрегаты марки Ладога-32, мощность которых составляет 32 мегаватта. Преимуществами данных агрегатов является высокий ресурс работы, относительно высокий коэффициент полезного действия -36 %, низкий уровень вредных выбросов.
С целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, еще на этапе подготовки к строительству газопровода было принято решение в пользу автоматизированных систем управления объектами транспортировки природного газа. Компрессорные станции специально располагались на значительном расстоянии от населенных пунктов. При подземной прокладке труб газопровода производилась рекультивация земель, что делало ее пригодной для миграции местных животных, например, оленей. Для поддержания веной мерзлоты, температура транспортируемого газа не превышает - 2 градусов по Цельсию. Также на газопроводе постоянно проводятся геотехнический и экологический мониторинги.