Общая характеристика газовой отрасли России и системы ее управления
Развитие газовой отрасли является одним из главных стратегических направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Развитие отечественной газовой промышленности считается залогом повышения доступности услуг надёжного газоснабжения для населения, а также надлежащего выполнения обязательств государства по экспортным поставкам природного газа.
Экономическая характеристика газовой отрасли определяется не только объёмными показателями (кубометры газа, километры труб, миллиарды долларов), но и качественным вкладом в развитие общества всей построенной и активно используемой в стране производственно-хозяйственной цепочки восстановления запасов, добычи и использования газа.
Вектор развития газовой отрасли в Российской Федерации на долгосрочную перспективу (то есть на период до 2030-2035 гг.) определён в таких документах стратегического планирования, как Энергетическая стратегия (принята в 2009 г.), которая задаёт общие направления развития отечественного топливно-энергетического комплекса, и Генеральная схема (принята в 2011 г.), которая обеспечивает большую детализацию и проработку стратегий и прогнозов по газовой отрасли.
Реализацией тех положений, которые закреплены в изложенных выше документах, занимается Министерство энергетики России, специально создавшее для этого рабочую группу и профильный департамент с возложением на них соответствующих полномочий и ответственности в области развития отечественной газовой промышленности. Контроль за их деятельностью осуществляет Правительство РФ.
Основные направления развития газовой отрасли в России на долгосрочную перспективу
В настоящее время определены ключевые тенденции развития газовой отрасли в России, что соответствует специфике не только топливно-энергетической отрасли, но и всей экономической системы современного мира. В частности, в Генеральной схеме определены следующие задачи, которое должны быть решены в ближайшее десятилетие:
- рост уровня газификации городских и сельских населённых пунктов Российской Федерации;
- повышение на российском рынке газа доли независимых производителей;
- разработка и реализация масштабных проектов производства сжиженного природного газа;
- активное освоение континентального шельфа, Восточной Сибири, Ямала и создание там новых центров добычи газа.
В то же время, по мнению ряда экспертов, данная Генеральная схема имеет несколько недостатков. Самыми существенными из них называются низкий уровень точности прогнозных показателей объемов добычи, внутреннего спроса и экспорта природного газа. Так, несмотря на сделанный прогноз, на самом деле произошло снижение темпов потребления газа в России.
Кроме того, в общем объеме добычи газа в стране увеличилась доля независимых производителей, а на российскую экономику стало оказываться серьёзное санкционное давление. Это всё потребовало принятие новых редакций Энергетической стратегии, Генеральной схемы, а также разработку и утверждение Концепции развития внутреннего рынка газа. В них были актуализированы основные направления регуляторной политики в газовой отрасли России.
На данный момент усилия органов государственной власти сосредотачиваются на том, чтобы повысить уровень прозрачности ценообразования на рынке газа в России, обосновать с экономической точки зрения и осуществить газификацию удалённых и сельских территорий, увеличить масштабы газовой инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Также с производителями газа проводится работа по синхронизации их планов с учётом перспективных показателей транспортных мощностей в добыче углеводородного сырья (в том числе, природного газа).
Перед газовой отраслью России в настоящее время ставятся следующие требующие решения задачи:
- увеличение доли России на мировом газовом рынке,
- диверсификация географической структуры экспорта российского газа с существенным ростом доли рынка стран азиатско-тихоокеанского региона;
- повышение доли отечественного оборудования в закупках компаний, занятых в области газовой промышленности;
- увеличение объемов и глубины переработки газа на предприятиях газо-химической отрасли;
- популяризация моторного топлива, основанного на природном газе как наиболее экономически и экологически эффективного;
- обеспечение стабильных поступлений от производства природного газа в доходную часть федерального бюджета.
Обращаясь к основным показателям развития газовой отрасли Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. К 2035 году предполагается, что добыча газа в России (по сравнению с нынешним годом) увеличится на 38% и составит 878 млрд куб. м. Кроме того, к тому времени увеличатся внутреннее потребление газа (с 441,6 до 524,9 млрд куб. м.) и объем поставок природного газа на экспорт (с 199,9 до 368,8 млрд куб. м.).
Также стоит отметить, что активизируется деятельность по строительству и введению в эксплуатацию объектов газовой инфраструктуры. Так, будут разведаны почти 5 тысяч новых газовых скважин, введены около 8 десятков новых дожимных компрессорных станций, 7 десятков мобильных компрессорных установок и 3 десятка установок подготовки газа. Эти меры рассматриваются как условия интенсификация развития газовой отрасли и её гармонизации с общим развитием всей российской экономики.