Экономическая сущность налоговой системы
Обеспечение государственной власти финансами происходит за счет сбора налогов с граждан и хозяйственных организаций. Управленческий аппарат страны работает так, что законодательно не имеет права получать коммерческий доход. Поступление денежных средств осуществляется благодаря работе налоговой системы.
Налоговая система является механизмом по установлению и получению обязательных платежей от населения и объектов предпринимательства, где средством взаимодействия выступает налог.
Налогообложение представляет собой выплату части своего имущества в пользу власти, при этом, плательщик признает эту власть и пользуется ее услугами по защите и управлению.
Механизм сбора налога является эффективным средством управления экономическими процессами, которое реализуется через функции налоговой системы. Среди них можно выделить следующие:
- непосредственное формирование дохода казны;
- регулирование экономических процессов;
- распределение доходов с финансовых средств между различными сферами экономики;
- перераспределение доходов, капиталов и инвестиционных ресурсов от коммерческой, производственной и других видов деятельности;
- создание стабильной социальной обстановки;
- стимулирование осознанности плательщиков, а так же сфер бизнеса, через применение специальных налоговых форм и льгот;
- контроль за количеством поступаемых денежных средств, предотвращение дефицита бюджета.
Любые преобразования налоговой системы должны быть оправданы и научно обоснованы. В каждой стране существует свой подход к формированию системы налогообложения, который складывался под влиянием объективных факторов. Однако, в экономической теории существует теория, определяющая принципы построения идеального механизма сбора налогов.
Прежде всего, налогообложение должно быть справедливым и распространяться на всех плательщиков в равной степени. Любые исключения из правил необходимо обосновать. Сама процедура взимания платежей должна быть простой, понятной и удобной. Плательщики имеют право получить информацию по своим правам и обязанностям. Налоговые органы должны действовать в рамках закона и не злоупотреблять своей властью. Затраты на сбор налогов должны быть соизмеримы их соответствующим ставкам.
Механизм налоговых льгот
Регулирующая и стимулирующая функции налоговой системы реализуются через применение различных механизмов, одним из которых является применение налоговых льгот. Сама по себе льгота представляет особое преимущество плательщика перед другими.
В развитых западных странах фиксированными и неизменными остаются социальные льготы. Применение льгот в экономической сфере представляет собой более гибкий и изменчивый механизм.
В России предоставление налоговых преимуществ начало использоваться стихийно и не дало ожидаемого результата. За этим последовало резкое сокращение списка применяемых льгот, что снизило гибкость системы.
Существует мнение, что налоговые льготы создают дефицит бюджетного финансирования. Хотя при проработке законодательной базы и системы их применения можно достичь выполнения регулирующей функции.
Стремление к получению налоговых преимуществ иногда ведет к фальсификации данных, предоставляемых в налоговые органы.
Льготы могут предоставляться предприятиям социального и стратегического значения, благотворительным фондам, предприятиям, попавшим в затруднительное положение по объективным причинам, малым формам предпринимательства, а так же отдельным категориям граждан, например, пенсионерам и инвалидам.
Гибкость механизма предоставления преимущества отдельным плательщикам реализуется через применение различных видов налоговых льгот. Среди них можно выделить:
- Изъятие или отчисление представляет собой вывод части объекта из-под налогообложения, что приводит к уменьшению расчетной базы и снижению общей суммы уплаты. Этот вид льготы может применяться, как к части имущества, так и к части дохода.
- Снижение общей суммы к выплате называется скидкой. Этот инструмент может влиять на стимулирование определенных сфер предпринимательской деятельности. В отношении граждан скидка снижает налоговое давление.
- Налоговый кредит, как отсрочка и рассрочка отодвигает срок уплаты. Однако, кредит предоставляет возможность переноса платежа на период в 12 месяцев, а рассрочка и отсрочка – максимум на полгода. Инвестиционный налоговый кредит призван стимулировать инвестиции в конкретные экономические сферы.
- Полное или частичное освобождение от уплаты налогов выполняет социальную функцию. Чаще всего используется для малообеспеченных слоев населения и некоммерческих организаций.
Оценка эффективности налоговых льгот
Для понимания эффективности работы механизма по предоставлению налоговых льгот необходимо периодически проводить оценку. Применение льгот приводит к уменьшению финансирования бюджета. Для оценки налоговых расходов применяют три метода. Рассмотрим их.
Анализ упущенных доходов производит оценку потерь финансирования бюджета относительно определенного вида льгот.
Расчет восстановленных доходов рассматривает увеличение финансирование при отмене одной из льгот.
Метод равных расходов показывает размер субсидии плательщику из бюджета, которая сравняет его доход при применении льготы и без нее.
Наиболее часто применяемым и эффективным считается метод упущенных доходов. Он дает более четкое представление о движении денежных средств.
Оценка эффективности применения льгот так же является важной составляющей аналитической работы в данной области экономических отношений.
Влияние налоговых поступлений на доходностью бюджета может рассчитываться по формуле:
$К = НП / ПБ$, где:
$К$ – бюджетная эффективность, $НП$ – прирост налоговых платежей, $ПБ$ – сумма потерь
Экономическая эффективность применения налоговых льгот определяется через повышение производительности и увеличения финансовых результатов налогоплательщиков. Расчет производится по формуле:
$К = ΣЭр / Эс$, где:
$К$ – коэффициент экономической эффективности, $Эр$ – сумма показателей, показавшим рост, либо сохранение предыдущих тенденций, $Эс$ – сумма сниженных показателей.
С точки зрения социальной эффективности налоговые льготы рассматриваются, как инструмент создания благоприятных условий для повышения общего уровня жизни, предоставления рабочих мест, обеспечения социальной защищенности. Расчет производится по формуле:
$К = Кл / Ко$, где:
$К$ – коэффициент социальной эффективности, $Кл$ – граждане, воспользовавшиеся льготой, $Ко$ – общее число льготных плательщиков.