Принципы построения налоговой системы
Доходность государственного бюджета формируется благодаря системе налогообложения. Государственная власть выполняет функции по управлению и защите территории страны. Ее функции исключают возможности коммерческой деятельности, которая может обеспечить нужды государственного аппарата. Поэтому со времени появления первых государственных форм существует система налогообложения. Она подразумевает обязательную уплату гражданином в пользу властвующего субъекта части своего имущества. На ранних этапах взимание проходило насильственно и беспорядочно. В современном мире уплата проводится согласно законодательству, но в обязательном порядке.
Сборы и налоги представляют собой инструменты получения денежных поступлений от налогоплательщиков. Они схожи по своей экономической природе. Однако, сбор предоставляет его плательщику определенные преференции.
Налоговая система помогает государству влиять на экономику страны. Налоговая система призвана выполнять следующие функции:
- обеспечивать формирование и доходность государственной казны;
- контролировать процедуры взимания налогов и сборов;
- стимулировать производственную, предпринимательскую и коммерческую деятельность;
- создавать условия для социальной защищенности определенных категорий граждан;
- перераспределять финансовые средства между сферами экономики, а так же между различными слоями населения.
При реформировании и оптимизации налоговой системы, государству необходимо следовать принципам построения идеальной системы. Так, установление налогов должно иметь справедливый характер и способствовать равномерному их распределению между плательщиками. Методы исчисления и уплаты обязаны быть удобными и понятными, а срок выплат определен. Затраты на сборы соизмеримы суммам по платежам.
Грамотно построенная налоговая система позволяет не только решать вопросы достаточности финансирования бюджета, но и дает возможность развивать общественные, социальные и экономические процессы внутри страны.
Понятие и виды налоговых льгот
Инструментом государственного влияния на экономику является налоговая льгота, которая предоставляет плательщикам особые налоговые преимущества. Надо понимать, что использование льгот ведет к снижению доходов государственной казны. Государству необходимо разработать такой механизм применения льгот, который позволит компенсировать текущие потери бюджета будущими доходами от стимулирования экономических процессов в обществе.
Для российской действительности характерно применение следующих форм налоговых льгот:
- Выведение из-под налогообложения части объекта называется изъятием. Под объектом может пониматься, как имущество, так и доход. Этот вид налоговых льгот формирует такое понятие, как необлагаемый налоговый минимум. Изъятие может применяться относительно отдельных категорий граждан на постоянной или срочной основе.
- Уменьшение расчетной налоговой базы называется скидкой. Так, для предприятий, занимающихся общественно – полезной деятельностью, стимулируемой государством, может применяться скидка при расчете налога на прибыль. Скидки могут быть лимитированными, то есть существуют ограничения по снижению налоговой базы. Нелимитированные скидки позволяют снизить расчетную базу на всю величину расходов плательщика.
- Уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога называется освобождением. Понижение ставки может происходить при совершении обязательных условий, обозначенных государством. К освобождению относят различные системы по переносу срока платежа. Рассрочка и отсрочка позволяют перенести дату выплаты на шесть месяцев. Налоговый кредит выполняет ту же функцию, но сроком до двенадцати месяцев. Сюда же можно отнести зачет ранее уплаченных сумм. Они могут быть возвращены плательщику, либо могут быть использованы для уплаты других налогов.
Роль и функции налоговых льгот
В настоящее время налоговая система призвана не только финансировать государственную власть, но и производить стимулирование бизнес – активности. Инструмент налоговых льгот широко применяется в практике различных стран. Так для крупных корпорации в Канаде и США предусмотрены серьезные льготы по налогам, при условии, что они осуществляют благотворительную, научно – исследовательскую, либо опытно – конструкторскую деятельность.
В странах Европы льготы призывают к инвестированию в определенные регионы и отрасли народного хозяйства. В скандинавских странах применяются повышенные ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих свою деятельность в свободных экономических зонах. Относительно подоходных налогов в западных странах применяется практика индивидуального подхода к конкретному плательщику. Поступления от платежей физических лиц распределяются для решения социальных нужд общества.
В России льготы выполняют следующие функции:
- стимулирование развития производства, отраслей экономики;
- перераспределение денежных средств между регионами;
- повышение инвестиционной привлекательности регионов;
- развитие инфраструктуры;
- решение социальных задач по повышению уровня жизни населения, уменьшению безработицы, защите малообеспеченных слоев населения.
Основная роль налоговых льгот – это стимулирование процессов в обществе. Для понимания их действенности необходимо проводить анализ эффективности применения льгот. Расчет эффективности позволит оптимизировать и модифицировать механизм предоставления льгот. Надо понимать, что налоговые преимущества одних плательщиков, ведут к повышению налогового бремени других плательщиков. Поэтому любые изменения в части их применения должны быть научно обоснованы.
Полная отмена льгот не является целесообразной. Через этот механизм государственная власть может регулировать и контролировать экономические изменения в хозяйственной деятельности страны. По сути налоговые льготы призваны повышать микро и макроэкономические показатели. Интересы государственной казны не должны превалировать над общей целью повышения экономического развития страны в целом.