Суть и структура налоговой системы
Каждое государство, любая государственная структура нуждается в финансировании. Финансы (денежные средства) необходимы не только для содержания самого государственного аппарата и его подразделений, но и для обеспечения выполнения государством и его органов их функций. К таковым относятся обеспечение обороноспособности страны, поддержание правопорядка, содержание социальной сферы, социальная защита граждан, обеспечение пользования общественными благами.
Требуемые средства должны поступать из бюджетов разных уровней (местных, региональных, государственного). А в бюджете они появляются за счет специальных обязательных платежей с граждан и юридических лиц. Подобные платежи появились одновременно с появлением институтов государственной власти. В настоящее время они носят название налогов.
Налоги – это обязательные безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами в пользу государства для обеспечения последнему возможности выполнения своих функций и содержания государственных структур.
Совокупность всех налогов, установленных в стране и в ее отдельных регионах, законодательная база, регулирующая процессы налогообложения и уплаты налогов, органы налоговых служб государства, налоговая база и налогоплательщики образуют налоговую систему государства.
Налоги и налоговые системы в каждом государстве имеют свои особенности. Но всем им свойственны одинаковые функции и задачи. Именно для этого они и устанавливаются. Таковыми функциями являются:
- участие в сборе денежных средств для наполнения доходной части бюджета (фискальная функция);
- направление собранных в бюджете средств в те регионы или на те статьи, которые нуждаются в финансировании согласно государственной политике (распределительная функция);
- с помощью налогов и налоговой политики осуществляется управление хозяйственной жизнью страны (регуляторная функция);
- функция контроля, которая заключается в контроле за полнотой и своевременностью уплаты налогов субъектами налогообложения.
Понятие реформы
Мы живем сегодня в эпоху бурных перемен в общественной, политической и хозяйственной жизни страны. Эти перемены затронули все сферы нашей жизни и деятельности. Но самым главным является переход от административно-командной экономической системы к рыночной. Этот переход требует изменений не только в экономике, но и в законодательстве ив общественном сознании.
Существенное изменение какой-либо сферы человеческой деятельности или отрасли экономики и политики на законодательной основе с целью повышения эффективности работы данной отрасли называется реформированием.
Комплекс организационных мер, направленных на изменение какой-либо сферы деятельности человека, сопровождающийся изменением нормативно-правовой базы данной сферы но не затрагивающий ее основы, называется реформой.
Из курса истории мы знаем, что реформы неоднократно проводились в разных странах и в разных областях человеческой деятельности. Происходили реформы и в нашей стране. Они могли затрагивать административно-территориальное деление государства (административно-территориальная реформа), внешний вид денежных знаков и их стоимость (денежная реформа), реформа некоторых государственных органов (судебная, милицейская, образовательная) и пр.
Необходимость реформ была вызвана тем, что в ходе изменений объективной реальности прежние формы и методы деятельности определенных объектов государства становилась не эффективной. В других случаях устаревала нормативно-правовая база определенной сферы человеческой деятельности. Чтобы избежать возникающих противоречий и не провоцировать производственных, экономических и социальных конфликтов, государство часто встает на путь проведения изменений для устранения выявленных противоречий.
Необходимость и пути реформирования налоговой системы
Налоговая система нашего государства неоднократно изменялась. Это было связано с ходом истории. Менялась форма государственной власти. Происходили территориально-административные изменения. Менялась государственная политика. Все эти изменения отражались в изменениях налоговой системы России.
Основы нынешней налоговой системы Российской Федерации были законодательно оформлены после распада Советского Союза, в $1991$ году. Но формирование и развитие новой налоговой системы сопровождалось возникновением целого ряда противоречий. Они касались взаимоотношений между налогообложением и кредитованием, налогообложением и ценообразованием, затрагивали сферу валютного регулирования.
Основной причиной возникновения противоречий была инертность отдельных сторон экономической жизни, их несогласованность между собой. А главное препятствие в быстром устранении этих противоречий представлял глубокий экономический кризис. Он же был препятствием и для становления налоговой системы нового типа.
Основные проблемы существовавшей налоговой системы заключались в следующем:
- многочисленность налогов и их взаимная противоречивость;
- явный крен налогов в сторону только фискальной функции;
- в условиях галопирующей инфляции завышенные ставки налогов угнетали развитие производства, «загоняли его в тень»;
- чрезмерное налоговое давление провоцировало налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, что приводило к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- низкий уровень развития экономики оказался не готовым к введению новых видов и форм налогов и налогообложения;
- налоговая система была слабо адаптирована к рыночным условиям.
Ввиду сложившейся ситуации стала очевидной необходимость реформирования налоговой системы Российской Федерации. Основными направлениями реформирования налоговой системы являются следующие:
- реформирование законодательной базы, регламентирующей количество и сроки проведения налоговых проверок;
- профилактика правонарушений со стороны должностных лиц налоговых органов (реформирование и реорганизация налоговых органов и их кадрового обеспечения);
- внедрение новых форм налогообложения для снижения налогового давления в отдельных отраслях и для привлечения иностранных инвестиций;
- повышение роли стимулирующей функции налогообложения;
- совершенствование применения налога на добавленную стоимость;
- создание более комфортных налоговых условия для малого и среднего бизнеса и инновационных предприятий;
- реформирование амортизационной политики.