Понятие и особенности налоговой системы
В процессе развития человеческой цивилизации формировались различные общности людей. Возникала объективная необходимость создания методов и органов управления данной общностью и территорией, которую она занимала. Так образовывались государства и органы государственной власти.
Государство – это совокупность органов и способов управления определенной территорией, населенной людьми, и находящимися там хозяйственными объектами, система органов политической власти в обществе.
Для осуществления своих функций, содержания структур управления и защиты государства и поддержания порядка внутри страны необходимы средства. Их получали путем принудительного изъятия у населяющих страну людей. Эти сборы получали разное название. В настоящее время мы все знаем их под именем налогов.
Налогами называются принудительные обязательные безвозмездные денежные платежи в пользу государства, которые взимаются специальными государственными органами различных уровней как с физических, так и с политических лиц, и направляются для финансирования деятельности государства и его структур, осуществления общественных благ (правопорядок, оборона).
Порядок начисления налогов, уплаты их, систему органов, которые этими вопросами занимаются регулируется специальными государственными законами. Государство может принимать специальные налоговые законы (налоговый кодекс), где все вопросы, связанные с налогами рассматриваются очень детально.
Вся совокупность налогов, методы и способы их установления и взимания, отмены, законодательная база, регулирующая налоговые вопросы, органы, контролирующие порядок начисления налогов и их уплат называется государственной налоговой системой.
Налоговая система любого государства выполняет четыре основные функции. К ним относятся:
- фискальная функция;
- распределительная функция;
- регуляторная функция;
- функция контроля.
Самой древней функцией налогов и налоговой системы является сбор средств для содержания государственного аппарата и наполнения бюджетов всех уровней. В этом и заключается суть фискальной функции. Собранные в бюджете средства перераспределяются между регионами и статьями бюджета (распределительная функция).
Применяя различные формы и методы налогообложения, государство может регулировать развитие экономики вообще и конкретных предприятий в частности. Оно может защищать рынок от иностранной интервенции, привлекать инвесторов в свою страну, стимулировать развитие определенных производств, накапливать деньги для финансирования восстановления использованных ресурсов. Это и есть регуляторная или регулирующая функция. Контроль за процессами взимания налогов позволяет управлять этим процессом и анализировать состояние финансовых ресурсов.
Краткие сведения о Швейцарии
Швейцария – это континентальное государство в центре Западной Европы. Она граничит с развитыми европейскими государствами – Германией, Францией, Италией, Австрией и Лихтенштейном. На протяжении нескольких веков государство проводит политику нейтралитета в международных отношениях.
Швейцария - горная страна, с очень ограниченными ресурсами. Но природные условия (рельеф и климат) послужили основой для развития туристического бизнеса международного уровня. На основе развитого сельского хозяйства развивается пищевая и легкая промышленность. Часть сырья приходится закупать (например, для производства шоколада). Отрасли машиностроения, парфюмерной и химической промышленности, международные финансы ориентируются на высококвалифицированную рабочую силу. Традиционный политический нейтралитет и сложившаяся репутация надежности швейцарских банков и банковской тайны сделала Швейцарию одним из крупнейших международных деловых и финансовых центров. Кроме того Швейцария часто выступает посредником на международных переговорах в случае различных конфликтов.
Особенностью Швейцарии является ее государственное устройство. Она представляет собой конфедерацию.
Конфедерацией называют такую форму государственного объединения, при которой субъекты сохраняют свой суверенитет, но формируют союзные органы (органы общей власти) для решения тех проблем, ради которых и произошло объединение, и наделяя их координирующими функциями.
Швейцария представляет собой объединение кантонов. Они в начале $ХІХ$ века сформировали Швейцарский союз кантонов (на правах конфедерации). На сегодня государство состоит из центрального штата – Конфедерации, $26$ кантонов и $3000$ муниципалитетов, входящих в эти кантоны.
Согласно законодательству, кантоны представляют собой самостоятельные и суверенные административно-территориальные единицы. Степень их муниципальной автономии определяется принятым в данном кантоне законодательством. С тех пор произошли существенные политические и экономические изменения. Оставаясь формально конфедерацией, государство фактически трансформировалось в федерацию.
Особенности налоговой системы Швейцарии
Налоговая система этого уникального конфедеративного государства формировалась на протяжении длительного периода. До $1848$ года каждый субъект конфедерации большую часть своих доходов получал в виде таможенных пошлин. Некоторые из кантонов установили налог на имущество. После $1848$ года право на взимание таможенных пошлин и сборов было передано Конфедерации. Именно в этом году кантоны объединились в конфедерацию, оставив за собой право устанавливать и получать подоходные и поимущественные налоги.
Налоговая система продолжает совершенствоваться. Ее целью является привлечение иностранных инвесторов, стимулирование как больших компаний, так и небольших фирм и предприятий. Главная задача системы – создание благоприятных фискальных условий для адаптации субъектов экономики к изменяющимся условиям рынка и поддержания конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке.
Швейцарская налоговая система представляет собой трехуровневую структуру: конфедеральные (общегосударственные) налоги, налоги кантонов и муниципальные налоги. В средине $90$-х годов налоги распределялись по этим уровням следующим образом:
- на Конфедерацию приходилось $40$% налоговых поступлений;
- на кантоны – $34$% налоговых поступлений;
- на муниципалитеты – $26$ %.
Согласно действующего законодательства, кантоны имеют право на взимание любых налогов, кроме тех, сбор которых находится под юрисдикцией Конфедерации.