Понятие федеративного государства
В ходе развития человеческой цивилизации возникли государства.
Государством в широком смысле называется политическая система управления территорией страны.
Каждое государство уникально. Но среди разнообразия черт можно выделить несколько общих принципов. В соответствии с ними государства можно классифицировать по формам правления или типу государственного устройства.
Согласно последнего принципа все государства условно делятся на унитарные, федеративные (федерации) и конфедерации.
Федеративным государством (федерацией) называется такая форма устройства государства, при котором составляющие ее территориальные единицы провозглашены государственными образованиями и обладают политической самостоятельностью в определенных законом пределах.
Субъектом федерации называется политическое образование на части территории страны, которое имеет целый ряд признаков государства (символику, законы, органы управления), но не имеет государственного суверенитета.
То есть, исходя из определения, субъекты федерации (составляющие) имеют значительную самостоятельность в решении многих экономических и политических вопросов, но не обладают суверенитетом. Среди федераций, согласно различным критериям, выделяют:
- административно-территориальные федерации;
- национально-государственные федерации;
- смешанные федерации;
- договорные и конституционные федерации;
- симметричные и асимметричные федерации.
Федеративное государство отличается от унитарного целым рядом черт. Оно имеет две системы высших органов власти – субъектов федерации и общегосударственных (федеральных). Это касается всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Поэтому субъекты федерации, как правило, имеют свою законодательную базу (основные законы). Но при этом должно признаваться верховенство общегосударственных (федеральных) законов.
Субъекты федерации имеют многие черты государства. Они могут иметь свою столицу, государственные символы (герб, флаг, гимн) и даже институт гражданства. Но они не обладают государственным суверенитетом (независимостью).
Субъекты федерации могут иметь различные исторически сложившиеся названия. Это могут быть штаты, земли, республики, провинции, области, края, округа и пр. Но они не могут быть субъектами международных отношений.
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить следующие характерные черты федеративного государства:
- в состав федерации входят отдельные субъекты (штаты, области, земли, эмираты, республики, провинции и т.п.);
- верховная власть в федеративном государстве принадлежит федеральным органам власти;
- полномочия между федеральными властями и власти субъекта федерации разграничиваются общегосударственной (федеральной) конституцией;
- субъекты федерации могут иметь свои законы, судебную и исполнительную власть;
- общегосударственная внешнеполитическая деятельность осуществляется через федеральные государственные органы;
- федеративное государство имеет двухпалатную структуру парламента (нижняя палата – представители всей страны, верхняя палата – представители субъектов федерации);
- система налогообложения имеет двухканальную структуру.
Содержание и функции налоговой системы
Налоги – это обязательный признак и атрибут государственности. Налоги появились параллельно с возникновением государств. Их количество, размер и порядок введения постоянно менялись на протяжении развития государств и общества.
Налогами называются обязательные безвозмездные денежные платежи, которые принудительно взимаются представителями или органами государственной власти для финансового обеспечения деятельности государственной структуры и выполнения государством его функций.
Количество налогов и порядок их начисления и уплаты определяется действующей законодательной базой - налоговым законодательством (налоговым кодексом).
Вся совокупность налогов, принципы и методы их установления и отмены, начисления и сбора, органы, взимающие и контролирующие налоговые сборы, называется государственной налоговой системой.
Налоговая система выполняет следующие задачи и функции:
- фискальную (формирование приходной части государственного бюджета);
- распределительная (перераспределение поступивших в бюджет средств);
- регуляторная (регулирование экономики с помощью налоговой политики);
- функция контроля.
Особенности налоговой системы федеративного государства
Устройство налоговой системы федерального государства определяется спецификой устройства самой федерации. Поэтому разграничение налоговых полномочий определяется особенностями формирования федерации и правовыми традициями общества. Каждое государство решает эти вопросы по-своему.
К примеру, в ФРГ большие полномочия предоставлены федеральным властям. А земельные власти существенно ограничены в праве установления налогов. С другой стороны, земельные власти занимаются взиманием налогов как федеральных, так и местных. Далее происходит перераспределение собранных средств на основе принципа «выравнивания доходов земель».
А законодательство США позволяет формировать налоговые системы своим субъектам (штатам) на основе законов этих субъектов. Поэтому ряд налогов взимается одновременно и на уровне штата, и на федеральном уровне (например, подоходный налог). В Австралии (Австралийский Союз) применяется трехуровневая налоговая система. Она состоит из федеральных налогов, налогов штатов и местных налогов.
Если говорить в общих чертах, то в настоящее время федерализм рассматривается как конкурентный. В его основе лежит принцип субсидиарности. Это означает, что конкретные задачи относительно небольших коллективов (территорий) должны решаться на как можно более низком уровне власти (самоуправления). Другими словами, финансирование многих потребностей небольших территорий должно происходить за счет налогообложения, проводимого местными органами власти.
Но часть налогов должна носить общегосударственный характер. За счет этого финансируются общие программы и задачи государства (например – обеспечение государственной безопасности и обороноспособности, международных отношений). Кроме того государство контролирует развитие каждого региона и может перераспределять федеральные налоги. Этим достигается равномерность развития всей территории страны.