Налогообложение в США – это система экономических отношений по установлению, изменению, отмене и сбору налогов и иных обязательных платежей на территории США.
Общая характеристика системы налогообложения в США
Система налогообложения в США является одной из самых продуманных, развитых и эффективных в мире. В США придерживаются либеральной модели национальной экономики и соответствующей ей либеральной модели управления налоговыми отношениями.
США – это государство с федеративным административно-территориальным делением. В связи с этим система налогообложения там является трехуровневой: выделяют федеральный уровень, уровень штатов (региональный) и уровень муниципальных образований (местный).
На всех трех уровнях налогообложения осуществляется параллельный сбор основных видов налогов. При этом, если для федерального уровня характерна прогрессивная шкала налогообложения (налоговое бремя в основном ложится на более состоятельных граждан), то для местного уровня – пропорциональная или даже регрессивная шкалы.
Основными налогами в США являются:
- личный подоходный налог (income tax);
- налоги с фонда заработной платы;
- корпорационный налог, или налог на прибыль корпораций (Corporation income tax);
- поимущественные налоги;
- косвенные налоги.
Личный подоходный налог является главным источником пополнения федерального бюджета США. Объектом налогообложения являются личные доходы граждан, под категорию которых подпадают доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, от получения дивидендов, от выигрыша в лотереи и т.д.
Для этого налога существует необлагаемый минимальный размер доходов, а также большое число льгот, которые позволяют снизить итоговую сумму налога, которую необходимо перечислить в бюджет. В частности, речь идет про расходы, связанные с медицинским обслуживанием, с уходом за ребенком, с благотворительностью, с получением транспортных услуг и пр.
Налоговые ставки зависят от размера годового дохода и возрастают почти в четыре раза:
- 10% - если доход меньше 9 875 долларов;
- 12% - если доход меньше 9 875 долларов, но меньше 40 125 долларов;
- 22% - если доход больше 40 125 долларов, но меньше 85 525 долларов;
- 24% - если доход больше 85 525 долларов, но меньше 163 300 долларов;
- 32% - если доход больше 163 300 долларов, но меньше 207 350 долларов;
- 35% - если доход больше 207 350 долларов, но меньше 518 400 долларов;
- 37% - если доход превышает 518 400 долларов.
Дополнительными налогами, которые взимаются с фонда заработной платы, являются взносы в фонд социального страхования. Благодаря этим взносам финансовое обеспечение получают выплаты, которые назначаются в связи с наступлением старости (пенсия) или нетрудоспособности, с потерей кормильца, с обслуживанием в госпитале. Обязательный характер этих платежей обуславливает их причисление в США к категории налогов, а не страховых взносов.
Налогом на прибыль корпораций (еще может называться корпорационным налогом) облагается валовая (чистая) прибыль предприятий с акционерной формой собственности. На федеральном уровне ставка корпорационного налога с 2018 года является фиксированной и составляет 21%. На региональном уровне (уровне штата) ставка налога на прибыль корпораций может составлять до 12% в зависимости от штата.
Налоги, которыми облагается имущество (как движимое, так и недвижимое), составляют группу поимущественных налогов. Объектами налогообложения в данном случае являются дома, земельные участки, предприятия, ценные бумаги и пр. Эти налоги обязаны уплачивать и граждане, и организации по пропорциональной шкале, которая устанавливает ставку в пределах 1,6-3%.
Наименьшая доля администрируемых средств в американской системе налогообложения приходится на косвенные налоги. К ним относятся налог с продаж и акцизы на алкогольную и табачную продукцию, телефонные переговоры, пассажирские авиаперевозки, топливо и пр. При этом налога на добавленную стоимость в США нет.
Влияние системы налогообложения США на динамику их ВВП
В любой стране мира система налогообложения оказывает большое влияние на то, какие решения принимаются субъектами экономических отношений. А результат этих отношений проявляется, помимо прочего, в динамике валового внутреннего продукта. Значит, система налогообложения является одним из факторов изменения ВВП страны.
Это утверждение также справедливо и для США. Его можно подтвердить на примере налоговой реформы, которая была проведена в США в 2018 году по инициативе президента Трампа.
Основным элементом этой реформы было облегчение налогового бремени для разного рода налогоплательщиков, в первую очередь, для бизнеса, корпораций и предприятий.
В частности, ставка налога на прибыль корпораций была радикально снижена: с 35% до 21%. Также сниженной оказалась ставка налога на средства, которые возвращаются в страну от деятельности организаций за границей: вместо прежних 35% - до 15,5% для наличных средств и до 8% для безналичных.
Кроме того, для физических лиц была введена новая шкала ставок подоходного налога, которая также была направлена на снижение налогового бремени населения.
Предпринятые меры придали дополнительный стимул и без того уверенному восстановлению экономики США, и рост ВВП в 2018 г. превысил 3%. Однако в 2019 г. он снова вернулся к прежним значениям – 2,2%. Увеличение капиталовложений бизнесменов, на которое рассчитывали в Правительстве США, произошло не в полной мере. Причиной этого являются разразившаяся между США и Китайской Народной Республикой торговая война и вызванное ей повышение импортных пошлин на китайские товары, а также на алюминий и сталь.
Кроме того, предприятия вместо того, чтобы вернуть в страну зарубежную прибыль по сниженным налоговым ставкам, значительные суммы средств потратили на выкуп своих акций.
По оценкам экспертов, если предприятия освободившиеся средства потратят на капиталовложения и рост заработных плат, то ВВП в перспективе ближайших 5 лет вырастет лишь на пару десятых процента. Поэтому эта налоговая реформа получила неоднозначные оценки с точки зрения стимулирования экономического роста.