Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, которые взимаются с них государством в индивидуальном и безвозмездном порядке с целью финансового обеспечения его деятельности по выполнению стоящих перед ним задач и функций.
Общее представление о налогах
Налоги являются одним из основных элементов современной экономической системы. В то же время их введение и взимание является одним из обязательных атрибутов государства. Отсюда можно сделать вывод, что налоги представляют собой инструмент государства по участию в экономической жизни общества.
По сути налоги есть обязательные платежи, которые должны быть добровольно уплачены гражданами и организациями (в противном случае – принудительно изъяты у них) в пользу государства (точнее говоря, перечислены в бюджет). Сейчас уплата обычно производится в денежной форме, хотя ранее была распространена натуральная повинность.
Налоги имеют индивидуальный и безвозмездный характер. Индивидуальный характер заключается в том, что они применяются к конкретным индивидам, а безвозмездный характер – индивиды ничего не получают взамен уплаты сумм налога.
Каждый налог характеризуется специфичными значениями своих элементов:
- Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, которому принадлежит объект налогообложения, в связи с чем на это лицо возложена обязанность по уплате налога;
- Объект налогообложения – это обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику и обуславливает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
- Налоговая база – это стоимостная (в рублях), количественная (в штуках) или физическая (в килограммах, квадратных метрах и т.д.) характеристика объекта налогообложения;
- Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;
- Порядок исчисления налога – непосредственно налогоплательщиком или налоговым органом;
- Порядок и сроки уплаты налога – разовой уплатой или по частям.
Налоги являются основным доходным источником государства. За их счет формируется более 85% доходов государственного бюджета (фискальная функция налогов). Благодаря им государство финансирует армию, полицию, сферы здравоохранения и образования, реализацию инфраструктурных объектов и т.д. (аллокативная функция налогов).
Большая часть налогов изымается у состоятельных граждан и затем расходуется на оказание социальной помощи малоимущим (распределительная функция налогов). Введение и отмена налогов, повышение и снижение налоговых ставок способно скорректировать в ту или иную сторону поведение хозяйствующих субъектов (регулятивная функция налогов). В процессе сбора налогов государство устанавливает основные черты движения активов и капитала в экономике страны (контрольная функция налогов).
Воздействие налогов на макроэкономическое равновесие
Государство использует налоги как инструмент воздействия на макроэкономическое равновесие, которое время от времени нарушается. Согласно теоретическим концепциям Дж. М. Кейнса и его последователей, в рамках стабилизационной политики государства преобладающую роль должна играть бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Она заключается в изменении параметров доходов и расходов государственного бюджета.
В ситуации экономического спада совокупный спрос снижается, и его величина становится меньше величины совокупного предложения. Для того, чтобы простимулировать совокупный спрос и посодействовать росту деловой активности, государство принимает решение о снижении налоговых ставок, введении налоговых льгот, отмене части налогов.
Это значит, что в распоряжении у домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов останется большая сумма денежных средств. Она впоследствии будет ими израсходована на потребительские и инвестиционные цели. Таким образом, совокупный спрос возрастет и макроэкономическое равновесие будет восстановлено.
Способность налогов воздействовать на экономическую деятельность государство также использует и в противоположной по сути ситуации. Речь идет про, так называемый, экономический бум, когда совокупное предложение начинает отставать от совокупного спроса. Это может привести к «перегреву» экономики, поэтому государство увеличивает налоговое бремя общества – увеличивает налоговые ставки, отменяет налоговые льготы, вводит новые налоги.
Реализация данных решений уменьшит размер располагаемого дохода домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов, что, соответственно, приведет к сокращению потребительских и инвестиционных расходов. В результате меньшей станет величина совокупного спроса в экономике.
Мультипликатор автономных налогов
Для того, чтобы оценить меру воздействия налогов на макроэкономическое равновесие, в экономической теории разработан и рассчитывается специальный показатель – мультипликатор автономных налогов (автономных, т.е. независимых от размера валового внутреннего продукта). По своему знаку эта величина всегда отрицательная.
Мультипликатор автономных налогов равен отношению предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению. Он показывает насколько изменится объем равновесного валового внутреннего продукта при изменении автономных налогов на одну единицу. Отрицательный знак мультипликатора говорит о том, что при увеличении автономных налогов величина валового внутреннего продукта уменьшается, и наоборот – при сокращении автономных налогов величина валового внутреннего продукта увеличивается.
Таким образом, налоги до сих пор остаются одним из главных и эффективных инструментов государственного регулирования экономики (в частности, на макроуровне).