Международная конкуренция за кадры - это соперничество государств и транснациональных компаний за имеющуюся на мировом рынке труда высококвалифицированную рабочую силу, что объясняется демографическими (уменьшение количества трудоспособного населения внутри страны пребывания) и экономическими (высокая стоимость обучения высококлассного специалиста) причинами.
Проблема международной конкуренции за кадры высшей квалификации
В настоящее время многие страны испытывают недостаток рабочей силы на национальном рынке труда. В связи с этим в мире усиливается международная конкуренция за кадры. Особенно это касается кадров высшей квалификации, поскольку они способны создать большую добавленную стоимость.
В начале XXI в. между развитыми странами возросла конкуренция на международном рынке труда за работников с высоким уровнем человеческого капитала. Причина этого кроется в проведении их правительствами иммиграционной политики, которая предусматривала обеспечение преимуществ для притока в страну высококвалифицированных кадров.
Усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации можно продемонстрировать на примере России. Согласно данным официальной статистики, российские исследователи, которые работали за рубежом по контракту, уезжали в США (29,2%), в Германию (15,5%), в Индию (10,3%).
Меры конкурентной борьбы за кадры высшей квалификации
В условиях усиления международной конкуренции за кадры высшей квалификации ведущие государства мира принимают комплекс политических, экономических и административных мер, которые обеспечивают, с одной стороны, сохранение у себя в стране специалистов-соотечественников, а с другой стороны, привлекают в страну специалистов-иностранцев. На решение этих двух задач, как правило, ориентирована современная политика государств на мировом рынке труда.
Ради привлечения в страну кадров высшей квалификации правительства государств все чаще принимают специальные меры. Проведя обобщения, их все можно представить в виде трех основных групп:
- Меры по развитию системы и полномочий органов государственной власти, которые выполняют функции привлечения в страну иностранных специалистов;
- Меры по разработке и реализации государственных целевых программ, которые заключаются в привлечении из-за рубежа в национальную экономику и науку кадров высшей квалификации;
- Меры по введению льготного визового режима по въезду и трудоустройству кадров высшей квалификации, благодаря чему усилится их связь с национальной территорией.
Согласно результатам последних исследований, государствами-лидерами в сфере привлечения к себе в страну кадров высшей квалификации на данный момент считаются Швейцария, Великобритания, Объединенные Арабские Эмираты, США, Сингапур, Люксембург, Новая Зеландия, Катар, Нидерланды, Канада. В то же время для высококлассных специалистов наиболее предпочитаемыми странами трудоустройства являются США, Великобритания и Германия.
Государственная политика стран в сфере миграции специалистов
США отличаются активной государственной политики в сфере интеллектуальной миграции. Именно за счет притока из разных стран мира кадров высшей квалификации во второй половине ХХ - начале XXI в. США заложили научно-исследовательскую и технологическую основу для устойчивого и высокого в течение нескольких десятилетий экономического роста.
Экономический способ решения иммиграционной проблемы в США привело к тому иностранцы-специалисты в некоторых сферах деятельности составляют от трети до половины всех работающих в США специалистов. Такими сферами, в первую очередь, являются математика, компьютерные, инженерные науки, биология, медицина, наукоемкие отрасли экономики.
Сейчас в мире существенно возрос спрос на специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, образования, медицины, биотехнологий. Поэтому, например, Франция, Нидерланды, Великобритания, Ирландия законодательно ввели упрощенную схему найма специалистов из-за рубежа. Так, в Великобритании это нашло отражение в том, что миграционную визу можно оформить всего за 7 дней, что существенно стимулирует граждан из других стран. В Китае распространена практика выдачи 5-10-летних рабочих виз, которые заодно оформляются еще супругам и детям высококвалифицированных специалистов.
В Ирландии для специалистов-иммигрантов в области информационных технологий и квалифицированных медицинских сестер ввели право смены работодателя в рамках своей квалификационной категории. Такой же прием использовали и во Франции. Там, кстати, как и в Германии, реализуют политику ассимиляции иммигрантов в местное общество. Эта политика предполагает принятие прибывших граждан в местную культурную жизнь, чтобы им со временем стало комфортно проживать и трудиться.
В связи с выше изложенным России также необходимо активно себя вести в международной борьбе за кадры высшей квалификации. Однако по большей части наша страна пока эту борьбу проигрывают: скорее образованные россияне уезжают заграницу, чем иностранные специалисты приезжают к нам. Большую часть иммигрантов в нашу страну составляют граждане среднеазиатских государств, которые представляют собой в основном дешевую рабочую (физическую) силу.
Таким образом, на данный момент можно констатировать, что в мире ежегодно усиливается конкуренция за кадры высшей квалификации. Их дефицит, вызванный демографическими и экономическими кризисами, вынуждает правительства практических всех стран мира активно проводить иммиграционную политику. Это связано с тем, что именно интеллектуальный, человеческий капитал является основным условием научно-технического прогресса, на чем базируется устойчивое социально-экономическое развитие страны.