Особенности торговли услугами
Услуга – это нематериальная товарная ценность, являющаяся результатом предпринимательской деятельности.
Исполнение трудовых обязанностей не является услугой, так как относится к другой сфере экономических отношений. Услуга представляет собой результат совместной хозяйственной активности продавца и покупателя. Ее отличительной особенностью можно назвать единовременность создания, сбыта и потребления. Причем услуга возникает в процессе сделки купли-продажи.
Услуга может иметь различные формы, например, выступать в качестве действия, направленного на потребителя, либо в виде деятельности, совершенной одним лицом в пользу другого лица. То есть, услуга или сервис – это форма активности, возникающая в момент взаимодействия продавца и покупателя. Потребитель получает право кратковременного пользования услугой. Услуга может изменять свойства объектов, выражаться в выполнении работ и действий на месте покупателя. Совместная работа продавца и покупателя над услугой выражается в ее проектировании, производстве и приемке.
Оказываемые населению услуги условно делятся на:
- Социально-культурные. Они направлены на удовлетворение интеллектуальных, духовных потребностей, обеспечения нормального здоровья общества. Однако, медицина и образование к услугам не относятся.
- Материальные. Этот тип услуг удовлетворяет бытовые и материальные потребности населения, восстанавливает, сохраняет или изменяет свойства объектов. Сюда относят услуги транспортировки, общественное питание, услуги ЖКХ.
Оказывать услуги могут любые субъекты экономики – коммерческие, частные, государственные. Их осуществление носит длительный, взаимный, анонимный, вынужденный характер. Они могут оказываться как платно, так и бесплатно. Процедура купли-продажи услуги регламентируется законодательством страны наравне с процедурой купли-продажи материальных ценностей. В России сфера услуг регулируется Гражданским Кодексом РФ.
Структура и динамика российской торговли услугами
В начале двухтысячных, когда в мире происходил рост цен на энергоресурсы, экономика России переживала бум. Этот период характеризовался быстрыми темпами развития торговли услугами. К 2013 году рост показателя объема продажи услуг составил 2,4% против 2,2% объемов товаров. Доля услуг в совокупном экспорте так же увеличилась. Однако, неравномерность экономики России привела к ослаблению позиций в международной торговле. Сфера услуг страны слабо представлена в следующих отраслях:
- туризме;
- финансах;
- консалтинге;
- аудите;
- страховании и так далее.
Показатели в сфере услуг за последние десять лет демонстрируют отрицательную динамику, что вызвано ее низкой конкурентоспособностью на мировом рынке. В России сохраняется необходимость импорта ряда значимых для экономики услуг. Основными импортерами являются страны Евросоюза и Азиатского экономического союза.
Наиболее значимым сегментом в российском экспорте услуг является транспорт. На него приходится треть доходов отрасли. Далее идут деловые услуги с долей в 24%. Строительство и телекоммуникации обеспечивают 7% доходов, на техническое обслуживание приходится 3%. Возможность расширения экспорта зависит от инвестиций в инновационную деятельность в секторе услуг. Это повысит конкурентоспособность российских услуг на международном рынке. Несмотря на то, что Россия входит в тридцатку крупнейших производителей услуг, все-таки страна остается нетто-импортером. Доля мирового импорта в балансе России превышает долю мирового экспорта.
Проблемы российского экспорта услуг заключаются в том, что большая их часть распространяется внутри государства. Для интенсивного участия в международной торговле необходим пересмотр действующих административных ограничений для ведения бизнеса. Основные потери предпринимательство несет при регулировании валютных расчетов с контрагентами. Еще одним препятствием к росту является визовый режим.
Структура и динамика мировой торговли услугами
Передовые развитые страны в настоящий момент переориентируют внутреннюю экономику на развитие сферы услуг. В них от 30 до 55% ВВП приходится на доходы от оказания различного вида услуг. В США в сфере услуг работает около 70% населения, в Германии – 41%, в Италии – 35%. Структура мирового экспорта услуг последние три года выглядит следующим образом:
- Деловые поездки – 25%.
- Транспортные услуги – 18%
- Деловые услуги – 23%
- Телекоммуникации – 10%
- Финансовые услуги – 9%
- Сфера интеллектуальной собственности – 7%
- Строительные услуги – 2%
- Гостиничный сервис и туризм – 1%.
Открытие границ, возможности обучаться и работать за рубежом несколько изменили соотношение деловых поездок и транспорта в пользу первых. Структура экспорта услуг стала тяготеть к высокотехнологичным и интеллектуальным продуктам. Быстрыми темпами растут показатели рынка социально-гуманитарных услуг, особенно, это касается научной и изобретательской деятельности. Экспортом высокотехнологичных услуг владеют развитые страны, но развивающиеся страны показывают более высокие объемы рынка.
Крупнейшими экспортерами на сегодняшний день являются США, Великобритания, Германия, Франция, Китай, Нидерланды. Россия находится на 26 месте в рейтинге. Доля ее участия в мировом обороте услуг не превышает 1,1%
Эксперты предсказывают дальнейшее развитие рынка услуг, его цифровизацию, структурно-технологические сдвиги. Среднегодовой прирост его объема составит около 4%. К 2025 году ожидается, что мировой рынок услуг даст более 7 триллионов долларов США, причем увеличится доля информационных, интеллектуальных, профессиональных услуг. Прогнозируется сохранение текущего уровня туризма и гостиничного бизнеса. Строительство, транспорт и переработка товаров расти не будут.
Таким образом, мировой рынок услуг продолжает расти, изменяя внутреннюю структуру и долю подсекторов в общем доходе.