Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которые мобилизуются государственными органами преимущественно через налогообложение и расходуются для финансового обеспечения выполнения функций государства.
Макроэкономическая характеристика Республики Корея
Республика Корея (также известна как Южная Корея) представляет собой небольшое восточноазиатское государство, которое расположено на Корейском полуострое. Она граничит с КНДР (Северной Кореей), имеет морское сообщение с Китаем, Японией, Россией.
Южная Корея располагает развитой рыночной экономикой. Она входит в число стран-лидеров по показателям валового внутреннего продукта (1,655 трлн. долл.), в том числе, на душу населения (41,4 тыс. долл.). В число экономически развитых стран мира Республика Корея вошла во второй половине ХХ века, когда среднегодовые темпы роста ее ВВП составляли 10%.
В настоящее время экономика Республики Корея базируется, с одной стороны, на производстве товаров народного потребления (прежде всего, электроника, автомобили, текстиль), с другой стороны, на секторе тяжёлой промышленности (кораблестроение, производство стали). Данная продукция составляет основу южнокорейского экспорта.
Главными внешнеторговыми партнерами Южной Кореи являются Китай, США, Япония. Уровень безработицы в стране стабилен и колеблется в пределах 3-4%. Уровень инфляции в последние годы существенно снизился в Южной Кореи и на данный момент не превышает 3%.
Национальной валютой Республики Корея является южнокорейская вона. Сейчас 1150 южнокорейских вон можно обменять на 1 доллар США.
Современная бюджетно-налоговая политика Республики Корея
В 1997-1998 годах разразился Азиатский финансовый кризис, который в том числе затронул Республику Корея. Это способствовало реализации южнокорейским правительством более решительной экономической политики, включая бюджетно-налоговую политику. Фискальные инструменты активно использовались для выхода из кризиса и реструктуризации национальной экономики (особенно в банковском секторе).
Еще одной существенной новацией бюджетной политики Республики Корея в 2000-е гг. стало увеличение бюджетных расходов в области социальной политики.
Массовое бюджетно-налоговое стимулирование было использовано Южной Кореей и после мирового финансового кризиса 2008 г. Президент страны санкционировал сокращение налогов и временное увеличение бюджетных расходов (в совокупности примерно около 10% ВВП), что позволило южнокорейской экономике показать наилучшие результаты среди стран ОЭСР в плане борьбы с мировым финансовым кризисом.
Главными макроэкономическими вызовами будущего для Южной Кореи считаются замедление темпов экономического роста и ускорение темпов старения населения. В связи с этим необходимым окажется рост бюджетных расходов на социальные нужды, прежде всего, на пенсионное обеспечение населения и на сферу здравоохранения. Кроме того, бюджетно-налоговыми инструментами потребуется решать проблему увеличения неравенства отдельных групп населения в распределении национального дохода.
Современная бюджетная система Республики Корея
Государственный бюджет Республики Корея в XXI веке исполнялся нестабильно: преимущественно исполнение было с дефицитом до 1%, но было несколько лет, когда случался профицит до 4%.
На данный момент значения доходов и расходов государственного бюджета Республики Корея колеблются в районе 500 трлн. южнокорейских вон, что составляет почти 18% ВВП.
88,8% доходов государственного бюджета Южной Кореи формируются за счет налоговых поступлений граждан и организаций. Соответственно, 11,2% доходов государственного бюджета Республики Корея являются неналоговыми.
В настоящее время основными налогами в Республики Корея являются:
- Налог на добавленную стоимость;
- Налог на операции с ценными бумагами;
- Подоходный налог (включая налог на совокупный доход, налог на пенсионный доход, налог на доход от передачи имущества).
Актуальная структура государственного бюджета Республики Корея в настоящее время выглядит следующим образом:
- Здравоохранение / благосостояние / занятость – 29,9%;
- Государственное управление – 16,1%;
- Образование – 14,2%;
- Национальная оборона – 10,0%;
- Социальная политика – 6,7%;
- Прочие статьи – 23,1%
Особое внимание обращает на себя тот факт, что в последние годы увеличивается сумма расходов государственного бюджета на национальную оборону, поскольку Южная Корея до сих пор сохраняет напряженные, милитаризованные отношения со своим северным соседом – КНДР.
Активная стимулирующая бюджетно-налоговая политика, которая заключалась в увеличении государственных расходов, привела к тому, что, начиная с 1996 г., стремительно стал расти государственный долг Южной Кореи. Если в 1996 г. государственный долг составлял 8,2% от ВВП, то 2003 г. он уже стал равен 20,4% от ВВП, в 2009 г. – 31,4% от ВВП, в 2016 г. – 40,0% от ВВП.
Республика Корея вместе с Японией являются единственными странами-членами ОЭСР, где государственный бюджет представляет собой не законодательный акт, а лишь утверждаемый план правительства страны. В целом для Южной Кореи характерна близость между процессами бюджетирования и стратегического планирования социально-экономического развития страны, что проявляется в том, какие именно органы государственной власти и в каком порядке занимаются этими процессами.
В настоящее время в Южной Кореи среднесрочный бюджетный план тесно связан с годовыми ассигнованиями через бюджетирование по принципу «сверху вниз». В 2002-2007 гг. было проведено четыре бюджетные реформы, в результате которых бюджетная система Южной Кореи была построена ориентированной на результаты и структурированной по целевым программам.
В Республики Корея бюджетный год (и финансовый год тоже) совпадает с календарным годом.