Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные теории международной торговли

Сущность международной торговли

Определение 1

Международная торговля – это хозяйственная система, включающая в себя товарные и денежные отношения, которые складываются между странами на основе международного разделения труда.

Само явление международной торговли возникло в период великих географических открытий. В это время мировой рынок стал насыщаться редкими и ценными товарами, формировалась инфраструктура, обслуживающая торговые отношения. К концу 18 века становление международной торговли было завершено. Сегодня в нее вовлечены практически все существующие страны. Переход к рыночным отношениям сделал границы открытыми для ввоза и вывоза товаров и услуг.

В основе международной торговли лежит разделение труда. Международное разделение труда стало следствием закрепления за каждой странного определенного рода хозяйственной деятельности. Производства товаров и услуг считается выгодным, если себестоимость их создания ниже общемировых рыночных цен. В иных случаях стране выгоднее импортировать продукцию из других стран.

Участие в международных торговых отношениях ведет к следующим изменениям в национальной экономике:

  1. Рост конкуренции на внешнем рынке, что стимулирует развитие внутреннего рынка и производства.
  2. Усиление специализации, ведущее к более интенсивному внутреннему производству.
  3. Рост занятости вследствие увеличения экспортных поставок.
  4. Выручка от экспорта направляется в государственный бюджет, откуда может быть перенаправлена на социально-экономическое развитие страны.

Международная торговля является частью мировой экономики. Она обеспечивает движение товаров, услуг, капитала между странами, способствует их распределению. Страны конкурируют между собой за рынки сбыта, стремясь занять стабильное положение и обеспечить себя постоянными продажами. Необходимо поддерживать баланс импорта и экспорта, чтобы национальная экономика не стала зависимой от иностранных поставок.

Современные теории международной торговли

Последние несколько десятилетий характеризуются глобальными изменениями мировой экономики. Происходит преобразование товарных и денежных отношений между странами, возрастает роль геополитического влияния не только в вопросах обороноспособности, но и хозяйственного влияния на мировой рынок. Исследование международной торговли требует принципиально новых подходов в изучении текущих процессов. Современные торговые отношения характеризуются:

«Современные теории международной торговли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Превращением технического прогресса в доминирующий фактор мировой торговли.
  • Ростом объемов встречных поставок однородных продуктов промышленности.
  • Увеличением доли мирового товарооборота.
Замечание 1

Сегодня существует три основных теории международной торговли – теория жизненного цикла продукта, теория эффекта масштаба и теория конкурентных преимуществ.

В середине шестидесятых годов была выдвинута теория жизненного цикла продукта, которая влияет на степень присутствия предприятии или страны на международном рынке. Цикл описывает период, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью, способствует достижению коммерческих целей продавца. Каждый продукт проходит стадии внедрения, роста, зрелости и упадка.

Первый этап связан с воплощением идеи о продукте в реальную форму, выведением его на рынок, распространением информации о товаре или услуге. Следующий этап роста начинается тогда, когда сегмент рынка информирован о благе, заинтересован в нем и готов продолжать покупать его, пока спрос не будет полностью насыщен. Этап зрелости характеризуется крупносерийным производством. В этот период основные хозяйственные мощности могут переводиться в страны с более дешевой рабочей силой и ресурсами. Постепенно рынки развитых стран насыщаются товаром, и центр его реализации смещается в развивающиеся страны. Страна, в которой был создан товар, становится чистым импортером. Далее наступает стадия упадка, характеризуемая снижением спроса, появлением более технологичных аналогов.

В восьмидесятые годы появилась альтернативная теория, объясняющая причины международной торговли. Эффект масштаба широко применяется в микроэкономике. Он заключается в такой организации производства, при которой издержки уменьшаются за счет увеличения объема выпуска. Экономия достигается за счет массового производства. Считается, что часть стран обеспечена факторами производства, способствующими закреплению за ними определенных видов производства. Странам выгодно торговать друг с другом, чтобы обеспечивать внутренний рынок потребления набором товаров по оптимальной цене.

Чтобы снизить издержки производства необходимо увеличивать емкость рынка, что достигается за счет выхода на международный уровень. Однако, эффект масштаба нарушает совершенную конкуренцию, вследствие концентрации производства, укрупнения предприятий. Происходит постепенная монополизация рынка, что негативно сказывается на качестве и цене продукции. Международная торговля начинает концентрироваться в руках нескольких крупных предприятий, что приводит к изменению структуры рынка. Могут создаваться олигополии, повышаться барьер выхода на рынок, формироваться другие перекосы.

В девяностые годы появилась теория конкурентных преимуществ, которая предложила новый подход к анализу международной торговли. Современное производство связано с приобретенными преимуществами, поэтому на рынке конкуренция разворачивается не между странами, а между отдельными фирмами. Успех компании во многом определяется ее ресурсами и эффективностью выстроенной экономической политики. Выбор конкурентной стратегии должен быть обусловлен особенностями структуры отрасли и позицией компании в ней. Эти параметры влияют на прибыльность.

Для того, чтобы предприятие могло успешно конкурировать в долгосрочной перспективе на международном рынке, необходимо обладать следующими преимуществами:

  1. Обеспеченность факторами производства.
  2. Стимулирование работы предприятия внутренним спросом.
  3. Конкуренция внутри страны с другими компаниями той же отрасли.
  4. Эффективность национальной экономической политики.
Замечание 2

Считается, что страна наиболее конкурентоспособна в тех отраслях, где есть возможность достичь всех вышеперечисленных преимуществ.

Дата последнего обновления статьи: 14.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot