Сфера услуг – это сектор экономики, который представлен процессами производства и потребления услуг, т.е. нематериальных товаров, которыми можно признать экономические блага в форме деятельности.
Краткая характеристика экономики Швейцарии
Швейцарская экономика является одной из самых передовых рыночных экономик современного мира. Экономику Швейцарии включают в первую тройку стран (а иногда присуждают первое место) в глобальных индексах / рейтингах конкурентоспособности и инновационного развития. По показателю валового внутреннего продукта в расчете на душу населения Швейцария занимает 2-е место в мире (это справедливо, если считать в номинальных значениях; по паритету покупательной способности – 5-е место).
Важнейшим экономическим центром Швейцарии является город Цюрих, который в то же время признан одним из крупнейших финансовых центров мира.
Современная экономическая политика Швейцарии по большей части соответствует практике Европейского Союза, хотя она не входит в это региональное объединение. Кроме того, Швейцария сохраняет торговый протекционизм, особенно в отношении малого сельскохозяйственного сектора.
В отношении секторов экономики швейцарская экономика следует типичной модели развитой страны. Это проявляется в следующем распределении валового внутреннего продукта Швейцарии:
- Сфера сельского хозяйства – 0,7% ВВП;
- Сфера промышленности – 25,6% ВВП;
- Сфера услуг – 73,7%.
Сущность сферы услуг
В современной экономике сфера услуг представлена действиями хозяйствующих субъектов по предоставлению услуг другим предприятиям, а также конечным потребителям. Большинство услуг представлено транспортировкой, распределением и продажей товаров, т.е. обеспечением их движения от производителей к потребителям. Это, например, характерно для оптовой и розничной торговли, сфер развлечения.
В процессе оказания услуги возможна трансформация товаров, что, в частности, происходит в ресторанной индустрии. Однако в сфере услуг основное внимание уделяется людям, которые взаимодействуют с людьми и обслуживают клиентов, а не трансформируют физические товары.
Последние 100 лет в мировой экономике имеет место тертиаризация. Она означает существенный сдвиг в структуре экономик промышленно развитых странах от сфер сельского хозяйства и промышленности к сфере услуг. Именно этот сектор в настоящее время является крупнейшим и самым быстрорастущим сектором экономики в западном мире.
Примерами отраслей сферы услуг являются информационно-телекоммуникационные технологии, туризм, СМИ, здравоохранение, утилизация отходов, юридические услуги, управленческий консалтинг, азартные игры, розничная торговля, транспорт, франчайзинг, недвижимость, образование, финансовые услуги (в том числе, банковское дело, страхование, управление инвестициями).
Специфика сферы услуг Швейцарии
В экономике Швейцарии уже в течение нескольких десятилетий важную роль играет сфера услуг (сервиса, обслуживания). Прежде всего, это касается швейцарского банковского сектора и туризма.
Финансовый сектор Швейцарии составляет примерно 11,6% ВВП. В нем занято около 196 тысяч человек, что составляет около 5,6% от общей численности рабочей силы Швейцарии. При этом 136 тысяч человек работают в банковском секторе.
Развитие и процветание банковского сектора Швейцарии связано с ее нейтралитетом и национальным суверенитетом. Более полутра века эта страна не принимает участие в военных противостояниях, не является членом Европейского Союза и долгое время (до 2002 г.) не была членом ООН.
В Швейцарии сконцентрировано 28% общемировых оффшорных фондов. Швейцарские банки управляют более 5,4 триллионов швейцарских франков. А иностранные банки, которые работают в Швейцарии, управляют активами на сумму 960 миллиардов швейцарских франков.
Большая часть финансового сектора Швейцарии сосредоточена в двух городах:
- Цюрих – это центр банковского дела и страхования;
- Женева – это центр управления капиталом, торговли товарами, торгового финансирования и судоходства.
В Швейцарии (а именно – в Базеле) также находится Банк международных расчетов – это организация, которая облегчает сотрудничество между мировыми центральными банками.
В Швейцарии сейчас функционирует более 250 коммерческих банков. При этом почти половина рынка банковских услуг в Швейцарии представлена двумя банковскими гигантами – «UBS» и «Credit Suisse».
Отличительной чертой Швейцарии является хорошо развитая туристическая инфраструктура. В большей степени эта характеристика относится к горным регионам и городам. Данный факт делает Швейцарию хорошим рынком для туристического оборудования и услуг.
Показателем относительной важности туризма для местной экономики является отношение количества ночей, проведенных людьми, к численности постоянного населения (также известен как интенсивность туризма). В среднем по стране этот показатель равен 1,3. Городами-лидерами являются Граубюнден (8,3) и Бернский Оберланд (5,3).
Большая часть зарубежных гостей приходится на Германию (16,5%). Кроме того, Швейцария является популярным направлением для туристов из Великобритании (6,3%), США (4,8%), Франции (3,6%), Италии (3,0%).
Общий туристический рынок Швейцарии (включая транспортное обслуживание) оценивается в 35,5 млрд. швейцарских франков. Валовая добавленная стоимость от туризма в Швейцарии составляет 14,9 млрд. долларов (или 2,9% от номинального ВВП). Данная отрасль обеспечивает работой более 140 тысяч швейцарцев по всей стране.
Таким образом, Швейцария в настоящее время представляет собой пример современной страны с рыночной экономикой и развитым третичным сектором – сферой услуг (сервиса, обслуживания).