Мировое хозяйство - это подчиняющаяся законам рыночной экономики глобальная экономическая система, совокупность государственных экономик, которые находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости.
Мировое хозяйство является результатом исторического развития и взаимного переплетения национальных хозяйств, при этом мировое хозяйство формируется до сих пор. В результате развития мирового хозяйства появится система планетарного уровня, похожая на современные национальные хозяйства.
Основные черты мирового хозяйства
Мировое хозяйство включает практически все стран и народы планеты и является преимущественно рыночной системой. Система мировой экономики состоит из государств с различным укладом хозяйства.
Характерной чертой мирового хозяйства является наличие развитой инфраструктуры рынка, которая образована мировыми рынками: товаров и услуг, капитала, факторов производства; а также мировой валютной и финансовой системой. Кроме того, благодаря интенсивному развитию интернационализации в сфере информации, сформировалось единое информационное пространство.
Основные субъекты мирового хозяйства:
- государства, включая их народно-хозяйственные комплексы;
- совокупность транснациональных корпораций;
- система международных организаций и институтов;
- компании различных секторов, вышедшие за границы своего государства.
- Для мирового хозяйства характерна неравномерность развития. Такие различия связаны с разным уровнем развития рынка товаров, капитала, труда и информации, глубиной разделения труда в странах и степени их включенности в мировые рынки, уровнем и формами социальной защиты граждан.
Мировое хозяйство является целостной системой, которой присущи все системные свойства:
- Наличие тесной экономической взаимосвязи всех составных частей.
- Свойство иерархичности выражается в неравномерном распределении экономической мощи в мире.
- Наличие общей цели мирового хозяйства, которая связана с удовлетворением потребностей.
- Упорядоченность мирового хозяйства, выраженная в наличии норм международного права, регулирующих отношения между государствами, объединениями и частными лицами.
- Сложность мирового хозяйства выражается в наличии отдельных субъектов и элементов, которые сами по себе являются системой с присущей только ей регулированием.
Структура мирового хозяйства
По своей социально-экономической природе мировое хозяйство крайне неоднородно. Выделяют развитые страны с рыночной экономикой, являющиеся каркасом мирового хозяйства; развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки; страны с переходной экономикой, которые только начинают развивать новые формы хозяйствования.
Структура мирового хозяйства представлена центром и периферией. Центр представлен высокоразвитыми промышленными странами, которые дают 75% совокупного мирового валового национального продукта, потока капитала и международной торговли. Такие страны – это пионеры научно-технического прогресса, науки и инноваций, они развивают огромный военно-промышленный комплекс.
На периферии находятся остальные государства, относимые к странам «третьего мира» или «развивающимся» странам. Для многих из них характерна однобокая сырьевая или полуфабрикатная специализация экономики, устаревшая материальная база производства.
Связь и взаимное влияние центра и периферии не прекращаются никогда, несмотря на наличие разных проблем, стоящих перед государствами. Многие страны центра первостепенными считают гуманитарные и экологические критерии развития, переход к качественно новым структурам производства и потребления. Развивающееся страны озабочены переходом к устойчивому росту, решением социальных проблем или даже обеспечением населения продуктами питания.
Этапы интеграции мирового хозяйства
Исторически интеграция мирового хозяйства прошла через основные ступени с разной степенью его зрелости:
- Начало взаимного сближения стран связано с заключением преференциальных торговых соглашений. Такие соглашения подписывались на двусторонней основе отдельными государствами или существующими интеграционными группировками. Преференциальные соглашения, которые предусматривали сохранение таможенных тарифов всех подписавших их стран, рассматриваются в качестве подготовительного этапа интеграционных процессов.
- Переход стран к созданию зон свободной торговли, для которых предусмотрена полная отмена таможенных тарифов при взаимной торговле с сохранением таможенных тарифов для третьих стран.
- Образование таможенных союзов, предусматривающих согласованную отмену группой таможенных тарифов и введение единого таможенного тарифа и общей нетарифной системы регулирования торговли по отношению к третьим странам. Таможенный союз потребовал создания развитой межгосударственной системы органов, которые могли бы координировать проводимую согласованную внешнеторговую политику.
- Формирование общего рынка, предусматривающего договоренность интегрирующих стран относительно свободы движения товаров и услуг, рабочей силы и капитала. Вместе с тем, в плане организации это требует высокого уровня координации межгосударственной экономической политики.
- Создание экономического союза, предусматривающего не только общие таможенные тарифы и свободу движения товаров и факторов производства, но и координацию политики на макроуровне и унификации законодательств в ряде ключевых областей (валютная, бюджетная, денежная). Переход к этому этапу требует создания органов, наделенных не только способностью координации действия и наблюдения за развитием экономики, но и способностью принимать оперативное решение от именно всей группировки. Правительства отказываются от части своего функционала и тем самым уступают государственный суверенитет надгосударственным органам.
- На последнем уровне интеграции происходит образование политического союза, в рамках которого предусмотрена передача национальными правительствами надгосударственным органам почти всех функций по отношению с третьими странами. Фактически это означает формирование международной конфедерации, потерю суверенитета отдельных государств. В настоящее время ни одной интегра¬ционной группировке не удалось достигнуть этого уровня развития.