Конкурентоспособность товара – это совокупность свойств товара, которые обуславливают величину спроса, предъявляемого к нему на рынке, в сравнении со спросом на другие товары, представленные на рынке.
Сущность конкурентоспособности товара
Залогом успешной реализации товара на рынке (в том числе на мировом) является высокий уровень его конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это, с одной стороны, абсолютный показатель, поскольку с его помощью измеряют объективно присущие товару свойства, с другой стороны, относительный показатель, поскольку он имеет значение только при сопоставлении с аналогичными показателями у товаров других фирм. Практически уровень конкурентоспособности используется хозяйствующими субъектами как критерий целесообразности выставления товара на рынок.
Для того, чтобы достичь свой цели – извлечь максимальную прибыль – предприятию необходимо предпринять ряд мер, направленных на повышение уровня конкурентоспособности своего товара. А в условиях стремительной глобализации мирового хозяйства речь, как правило, идет о конкурентоспособности товара на мировом рынке.
Обозначенная задача решается в результате реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности товара. Она предполагает, что на предприятии должны быть созданы условия для изготовления высококачественных товаров с учетом сложившейся на рынке ситуации и придания им способности быть проданными на конкретном рынке в максимально возможном объёме при минимальных издержках предприятия.
Методы и факторы обеспечения конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара обеспечивается через проведение целого комплекса мероприятий. В самом общем виде их можно поделить на три генеральных направления:
- техническое направление – включает в себя меры, которые направлены на совершенствование производственного процесса и улучшение потребительских свойств товаров посредством применения технических средств, технологий, инженерных методов;
- экономическое направление – включает в себя меры, которые направлены на организацию безубыточного и прибыльного производства товаров, установление на нее оптимальной цены, организацию продвижения товаров на рынок и их доведение до покупателей;
- организационное направление – включает в себя меры, которые направлены на повышение качества управления всеми процессами деятельности предприятия (например, управление качеством, управление персоналом, управление инновациями, стратегическое управление).
Результатом усилий, которое предприятие предприняло в рамках обеспечения конкурентоспособности изготовляемых им товаров, можно считать сформировавшиеся у покупателей потребительские предпочтения. Именно они вместе с платежеспособностью покупателей выступают в качестве факторов, стимулирующих принятие решение о приобретении товара.
Следовательно, вся совокупность, используемых предприятием методов, в конечном итоге должна быть направлена на формирование потребительских предпочтений. Стоит заметить, что на этот процесс оказывает влияние целая группа факторов, которую можно представить следующим образом:
- психологические факторы – осознание потребностей, определение перечня товаров для удовлетворения потребностей, сравнительная характеристика товаров, осознанные выбор и покупка товара, оценка степени удовлетворения потребностей;
- информационные факторы – маркировка товаров, ценники, документы по эксплуатации товаров, сертификаты, лицензии, декларации о соответствии, рекламные материалы;
- сбытовые факторы – место продаж, способы размещения и выкладки товаров в торговом зале, послепродажное обслуживание;
- экономические факторы – привлекательность цены, проведение распродаж, предоставление скидок и других материальных выгод.
Учет этих факторов является обязательным при выборе предприятием методов обеспечения конкурентоспособности товара, который собираются выставлять на рынок.
Конкуренция на мировом рынке
В настоящее время участники внешнеэкономической деятельности являются объектами воздействия процессов международного разделения труда, специализации и кооперации. Вовлечение производителей в международный обмен и интернационализация хозяйственной жизни обуславливают расширение базы конкуренции.
Сейчас в рыночную борьбу с монополиями из развитых стран может вступать малый и средний бизнес, представляющий новые, развивающиеся страны мира. Благодаря этому в мировой экономике активно стимулируются такие процессы, как использование достижений научно-технического прогресса, улучшение качества товаров и услуг, удовлетворение все большего числа потребностей покупателей, повышение деловой активности.
Соперничество между предприятиями на мировом рынке, прежде всего, происходит в области ценовой конкуренции. Конкурентную борьбу выиграет тот товар, который сможет продаваться по более низкой цене. Это зависит от стоимости рабочей силы, используемых технологий, расстояния между местами производства и продажи товара (т.е. транспортные расходы), уровня пошлин, взимаемых при пересечении государственных (таможенных) границ.
Если инструменты ценовой конкуренции исчерпаны (т.е. невозможно дальнейшее снижение цены при сохранении производства в состоянии безубыточности), то товаропроизводители пытаются обеспечить конкурентоспособность товаров за счет методов неценовой конкуренции.
Сейчас мировые рынки развиваются, в первую очередь, по пути увлечения маркетинговой составляющей. Т.е. предприятия формируют у товара конкурентные преимущества за счет создания и эксплуатирования запоминающегося образа (бренда, марки). Для этого используется современные каналы коммуникации – социальные сети, интернет-реклама и т.д.