Понятие международного рынка и этапы его формирования
Международный рынок – это форма связи между производителями товаров различных государств, которая возникает на основе мирового разделения труда и отражает их экономическую взаимозависимость.
Составляющими международного рыка являются импорт и экспорт товаров, соотношение между которыми есть торговый баланс.
В результате структурных сдвигов, происходящих в экономике под воздействием НТР, специализации и кооперирования промышленного производства усиливается взаимодействие национальных экономик. Это приводит к активизации международных торговых отношений.
Мировой рынок в своем развитии прошел несколько этапов. Его зарождение приходится на глубокую древность, уже к 18-началу 19-го века он достигает существенных масштабов, налаживаются устойчивые международные товарно-денежные отношения.
Мощным импульсом для такого развития стало создание в промышленно развитых странах машинного производства, которое ориентировалось на регулярный и масштабный импорт сырья из менее экономически развитых стран Африки, Азии, Латинской Америки, а экспортировались в эти страны промышленные товары в большинстве своем потребительского назначения.
В 20 веке в мировой торговле произошло несколько глубоких кризисов, что привело к глубокому и длительному нарушению международного товарооборота. Однако все кризисы были преодолены.
Уже со второй половины 20-го века развитие мировой торговли происходило высокими темпами, и до конца столетия наблюдались как оживление, так и спады мирового экспорта. С середины 90-х годов международный рынок демонстрирует высокие темпы роста.
Устойчивый и стабильный рост международной торговли наблюдался благодаря ряду факторов, к основным из которых относятся:
- Развитие мирового разделения труда, а также интернационализация производства;
- Научно-техническая революция, которая способствовала обновлению основных капиталов, созданию новых экономических отраслей и реконструированию старых;
- Активизация деятельности транснациональных корпораций;
- Регулирование международной торговли при помощи мероприятий ГАТТ (Генерального соглашения о торговле и тарифах);
- Либерализация мировой торговли, отмена многими государствами количественных ограничений на импорт, уменьшение таможенных пошлин;
- Развитие торгово-экономической интеграции, т.е. устранение региональных преград, образование общих рынков, свободных торговых зон;
- Появление политической независимости у бывших колониальных государств, некоторые из которых имели модель экономики, ориентированную на внешний рынок.
Функции международного рынка
Международный рынок выполняет несколько основных функций:
- Регулирующую. Регулирует процессы привлечения в сферу производства различных товаров и услуг. Данный процесс осуществляется в рамках мирового разделения труда при учете мировых цен, а также текущего уровня спроса и предложения. Главным проявлением данной функции является обращение товаров и услуг в границах международных экономических отношений.
- Стимулирующую. При помощи международного рынка осуществляется стимулирование процесса применения аспектов сферы производства, расширение ассортимента продукции и услуг, развитие НТП.
- Информационную. Международный рынок является мощным источником информации при выборе наиболее доходного способа применения экономических ресурсов. Получая нужную информацию, правительство определяет разницу в объемах внутреннего производства и аналогичных параметрах других стран.
- Санирующую. При международной деятельности исключаются из оборота товары, которые не удовлетворяют необходимым стандартам качества и неконкурентоспособны на мировом рынке.
- Интеграционную. Международный рынок является объединяющим фактором, который обеспечивает эффективное взаимодействие государств и формирует общее экономическое пространство.
- Социальную. Данная функция заключается в том, что страна предоставляет наилучшие возможности, чтобы покрыть социальные нужды, достичь справедливости и равноправия в обществе.
Для современного международного рынка характерны следующие черты:
- Мощная конкуренция и определенная анархия в сфере производства;
- Организация экономических взаимоотношений между странами, основанная на принципах выгодности и доходности;
- Присутствие в международном товарообороте различных государств, которые условно расположены на разных уровнях производства товаров.
Виды международных рынков
На рисунке 1 представлены основные виды международных рынков.
Рисунок 1. Международные рынки. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ
Под международным валютным рынком понимается совокупность взаимоотношений между различными рыночными субъектами: банками, физическими лицами, компаниями, небанковскими организациями и т.д. Объектом является зарубежная валюта и денежные требования.
Международный фондовый рынок является элементом мирового рынка капитала, который опирается на эмиссию ценных бумаг, а также операции по их купле-продаже. В рамках данного рынка активно продаются и покупаются различные фондовые ценности, выраженные в мировых валютах. Данный вид рынка развивается в направлении глобализации, компьютеризации, дематериализации, сокращении количества фондовых бирж, а также нацелен на защиту малых инвесторов.
Под международным финансовым рынком понимается огромная система аккумулирования свободных капиталов и их передачи в кредит нуждающимся странам на основе существующей конкуренции. Задача мирового финансового рынка состоит в гарантировании максимального уровня ликвидности, т.е. в обеспечении возможности привлечения необходимого объема денежных средств на выгодных условиях.
На международном кредитном рынке осуществляется движение всех ссудных капиталов между государствами. Данный рынок условно разделяется на рынок краткосрочных и долгосрочных капиталов.