Конкурентные позиции – это характеристики компании, которые отражают ее место в конкурентной среде среди аналогичных компаний, т.е. субъектов конкурентного окружения.
Оценка конкурентного состояния России и ее компаний в мире
Завоевание отечественными компаниями конкурентных позиций – это одновременно и мощный инструмент интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, и результат ее функционирования в новых условиях глобализации. Отсюда следует, что конкурентные позиции – это важнейшая категория в системе понятий мировой экономики. Их анализ может дать экономистам и экспертам большой объем полезной и много сообщающей информации.
Анализируя экономику Российской Федерации и ее компании в контексте их участия в конкурентной борьбе на мировых рынках, стоит обратить внимание на тот факт, что за период 2010-2017 гг. наша страна в ежегодном рейтинге Всемирного экономического форума, составляемом на основе расчета индекса глобальной конкурентоспособности стран, поднялась на 30 позиций: с 68 места на 38.
Отмеченную позитивную динамику во многом связывают с тем, что Международный валютный фонд пересмотрел оценки паритета покупательной способности национальных валют. Эксперты Всемирного экономического форума констатируют нахождение российской экономики в стадии рецессии. В то же время ей присущи следующе конкурентные преимущества:
- высокий уровень макроэкономической стабильности;
- высокая распространённость среди населения высшего образования;
- развитая инфраструктура;
- значительно возросшие показатели бизнес-регулирования и внутренней конкуренции.
Действительно, считается, что эффективность регулирования предпринимательской деятельности в России в последние годы повысилась. Это стало возможным благодаря реформированию сфер, касающихся системы уплаты налогов, стартовых процедур для открытия бизнеса, осуществления кредитных операций.
В то же время нельзя не отметить, что на конкурентные позиции России и российских компаний на мировых рынках негативное влияние оказывает наличие и действие следующих факторов:
- низкая эффективность деятельности институтов государственного управления;
- слабая развитость национального финансового рынка;
- недостаток доверия инвесторов к отечественной финансовой системе;
- недостаточный инновационный потенциал;
- санкционное давление стран Запада;
- нестабильность национальной валюты (российского рубля) преимущественно в форме периодических девальваций;
- низкий уровень цен на нефть и другие сырьевые товары.
В 2020 году рейтинг самых крупных компаний в мире «Fortune Global 500» включал в свой состав лишь четыре российские компании: «Газпром» (55 место), «Лукойл» (57 место), «Роснефть» (76 место), «Сбербанк» (240 место).
Первые три компании специализируются на добыче нефти и газа (две из них – государственные), а четвертая компания является крупнейшим государственным банком России. При этом по сравнению с 2014 годом российское представительство в рейтинге «Fortune Global 500» сократилось вдвое (из него выпали компании АФК «Система», «ВТБ», «Сургутнефтегаз», «Россети»). Во многом это вызвано тем кризисом, который произошел в России в 2014-2015 гг. как по внешним, так и по структурным причинам.
Перспективы конкурентной борьбы российских компаний на мировом рынке
В настоящее время перед Правительством РФ стоит такая главная задача, как повышение конкурентоспособности отечественных компаний и улучшение их конкурентных позиций на мировом рынке за счёт внедрения и использования более совершенных методов управления, в частности, за счет выбора основных векторов повышения конкурентоспособности для управляющего воздействия. Один из таких векторов вполне может воплотиться через оказание поддержки развитию отраслевых кластеров с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Считается, что именно кластеры способны позитивно повлиять на рост производительности, простимулировать предпринимательство и инновации.
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отечественных компаний является объективной, что подтверждает многолетний опыт развития мировой экономики. Причина этого кроется в том, что мировое экономическое пространство (в частности, мировые рынки) является неоднородным.
Современная мировая экономика характеризуется существованием неравновесных механизмов конкурентной борьбы, активным применением инструментов политической и идеологической дискриминации, совершения со стороны тех или иных субъектов международной экономической деятельности различных нападений и интервенций.
Особенно это актуально для нынешнего состояния, в котором пребывает российская экономика. Политически обусловленные, введенные против нее ограничения не позволяют ее субъектам полностью реализовать свой потенциал на мировом рынке (примерами этого могут служить реализация проекта «Северный поток – 2», деятельность российских банков на европейском финансовом рынке, препятствия для заключения контрактов предприятиями военно-промышленного комплекса и т.д.). Следовательно, государство должно оказывать систематическую поддержку процессу экспорта, прежде всего, производственного капитала.
Кроме того, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке может способствовать реализация следующих мероприятий:
- диверсификация хозяйственной деятельности за пределами сырьевой отрасли;
- усиление собственного влияния на отечественном рынке;
- повышение эффективности корпоративного управления зарубежными активами;
- формирование полной цепочки производства (от добычи и переработки сырья до создания конечного продукта с высокой долью добавленной стоимости).