Санкции - это ограничительные экономические меры, которые принимаются одним участником международных экономических отношений по отношению к другому участнику для того, чтобы последний изменил свою линию поведения, политический курс на мировой арене.
Основные сведения о санкциях и контрсанкциях
Начиная с 2014 года политические и экономические отношения России и страны Запада находятся в санкционном режиме. Это означает, что США и страны Западной Европы ввели против Российской Федерации (ее отдельных граждан, конкретных организаций, целых отраслей экономики) политические и экономические санкции. Причиной их ввода являлось вхождения в состав России республики Крым и города Севастополя, а также начало вооруженного конфликта в Донецкой и Луганской областях Украины. Россия в ответ на эти действия ввела контрсанкции, которые преимущественно носили зеркальный характер.
Санкции обеими сторонами конфликта в основном вводились несмотря на возможность возникновения по отношению к себе экономического ущерба. Зачастую принятие экономических ограничительных мер обосновывалось исключительно геополитическими причинами и целями.
В настоящее время против РФ санкции введены такими странами, как США, Канада, Норвегия, Австралия, страны Европейского союза, Великобритания, Албания, Черногория, Исландия, Украина, Санкции этих стран в основном были направлены на ключевые отрасли российской экономики:
- Государственные финансовые институты (запрет на финансирование государственных банков России и на первичную покупку государственных ценных бумаг России);
- Энергетический комплекс (запрет на предоставление технологий энергетическим предприятиям России).
В ответ на это Правительством Российской Федерации было введено эмбарго (запрет) на поставку в Россию сельскохозяйственной продукции: овощей, фруктов, молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, рыбы и рыбной продукции.
Последствия ответных мер РФ на действия стран ЕС
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, продовольственное эмбарго России привело к потери странами Европейского союза рынка сбыта на 8,6 миллиардов долларов в год. После введения ограничительных мер импорт из стран ЕС продукции, запрещенной к возу на территорию нашей страны, по сравнению с 2013 годом в стоимостном выражении сократился на 96,5%, или на 8,6 млрд. долл. (с 8,9 млрд. долл. до 0,3 млрд. долл.). Анализируя поставки в натуральном выражении, сокращение произошло на 98,9%: с 4,3 млн. тонн до 46 тыс. тонн.
Наибольший удар от ответного запрета России на ввоз из стран Евросоюза овощей и фруктов был нанесен по европейскому мелкотоварному сектору и фермерству. Например, продовольственный сектор Польши в связи с российским эмбарго потерял 400-500 млн. евро, которые не были возмещены за счет переориентации поставок сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что на российский рынок приходились следующие доли польского экспорта:
- 56-62% производства яблок, груш;
- 48-50% помидоров и капусты;
- 35,5% вишни, черешни, абрикосов;
- 19% малины, клубники, черной смородины.
Прямые потери европейских фермеров за год после введения Россией собственных санкций в форме недополученной прибыли превысили 6 млрд. евро. Если еще учесть, что в результате перекрытия огромного российского рынка сбыта на внутренних европейских рынках из-за увеличения предложения продукции сельского хозяйства были значительно снижены рыночные цены, то получится, что общий негативный эффект от продовольственного эмбарго составляет порядка 9-10 млрд. евро. Наибольшие последствия ответных российских санкционных мер ощутили на себе европейские производители овощей, фруктов, молочной продукции, свинины.
В июле 2016 года Французский исследовательский центр в сфере международной экономики опубликовал доклад, в котором были приведены экспертные оценки потерь стран, которые поддержали введение антироссийский санкций.
Так, их потери с августа 2014 г. по июль 2015 г. составили 60,2 млрд долл. Причем большая часть потерь (78,1%) была связана не с ответным продовольственным эмбарго России, а с введенными ими самими санкциями.
Наибольший урон понесла экономика Германии (в абсолютном выражении свыше 832 млн долл. в месяц, или 27% всех убытков от санкций). На долю Франции приходится 5,6% потерь, а на долю Великобритании – 4,1%. При этом на долю США – всего лишь 0,4%. Кроме того, экономические санкции и контрсанкции привели к тому, что в странах Европейского союза было сокращено 400 тысяч рабочих мест.
Из-за негативных последствий от разрыва экономических связей с Российской Федерацией в Европейском союзе наблюдается рост критического отношения к антироссийским санкциям. К таким странам относятся Венгрия, Италия, Австрия, Греция, Словакия, Кипр.
В частности, Италия оказалась второй страной после Германии, на которую негативно отразилось ведение санкционного режима взаимоотношений с Россией. За она 2014-2015 годы потеряла 668 млн. евро. Италия была лишена российских заказов в энергетике, машиностроении, сельском хозяйстве.
Что касается Словакии, то ее, в первую очередь, волнует энергетическое сотрудничество с Россией. Российский газ является единственным энергетическим источником для страны. серьезное влияние оказывает энергетика. Страна полностью зависит от российского газа. Кроме того, платежи за транзит российского газа являются дополнительным доходом Братиславы.
Таким образом, несмотря на то, что главной задачей введения европейскими странами санкций против Российской Федерации было нанесение ей экономического ущерба и изменение ее политической позиции, страны Западной Европы сами были вынуждены ощутить на себе негативный эффект от подобных мер, что заставляет все чаще выдвигать предложения об отмене антироссийских санкций.