Внешние эффекты – это влияние деятельности одного экономического субъекта на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага.
Такие эффекты носят название экстерналии. Экстернальные эффекты, которые создают как производители, так и потребители, имеют существенные последствия для механизма функционирования рынка, оптимального распределения ресурсов, эффективности рыночного равновесия и благосостояния экономических субъектов. Проявление данных эффектов связано с функцией полезности. Они не имеют отношения к ценообразованию и находятся вне ценового механизма рынка.
Виды внешних эффектов
Внешние эффекты имеют широкое видовое разнообразие. Его наличие связано с разными видами и способами взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Таким образом, внешние эффекты могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, выделяют внешние эффекты:
- По источникам формирования. Такие эффекты носят потребительский, производственный и комплексный характер. Если проявление внешнего эффекта связано с воздействием потребления определенного блага индивидом (или группой индивидов) на функцию полезности других индивидов, то возникает внешний эффект в потреблении. К примеру, потребление энергоресурсов, его рост обуславливает негативный эффект для окружающей среды, природы и общества, а потребление парфюмерной продукции положительно сказывается на отдельных потребителях и их окружении. Производственные эффекты затрагивают любые изменения производственного характера, касающиеся функционирования отдельной фирмы, которые сказываются на производственной сфере других организаций. Что касается комплексных эффектов, то они характеризуются оказанием воздействия на потребление и производство. Потребители оказывают воздействие на деятельность производителей за счет совершения потребительского выбора, наличия потребительских предпочтений разного рода. Также, производители могут влиять на потребление разным образом.
- По последствиям эффекта. Выделяют положительные и отрицательные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты связаны с оказанием ущербного воздействия третьим лицам, что ведет к появлению внешних предельных издержек, которые обуславливают рост общественных издержек. Это могут быть разнородные отрицательные последствия развития производства на экологию. Положительный внешний эффект - величина выгод третьих лиц, получаемых ими за счет создания или приобретения блага, которые не отражены в его рыночной цене. На рынках с положительным внешним эффектом производственный агент выпускает гораздо меньше товара с экстернальным эффектом, по сравнению с оптимальным объемом с точки зрения общества, а частная предельная выгода участников экономической сделки ниже предельной общественной полезности. Это приводит к получению выгод не собственниками ресурсов, а иными лицами, которые стали источником формирования данных эффектов.
- По объемам воздействия. Сюда можно отнести сетевые внешние эффекты. Они связаны с полезностью благ для конкретного потребителя, исходя из количества лиц, которые, также, его используют. Формирование данных эффектов относится к сфере сетевого потребления. Они возникают в рамках сетевых рынков. Спецификой таких эффектов является их рост для отдельного потребителя по мере роста количества лиц, потребляющих продукцию.
- По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными. Потребительские внешние эффекты уже рассматривались выше. Технологические внешние эффекты связаны с наличием технологической зависимости между деятельностью различных экономических агентов. Такая зависимость проявляется в связи между объемами выпуска, реализуемыми одним экономическим агентом на объемы выпуска иных агентов. Денежные эффекты связаны с воздействием деятельности субъектов экономики на доходность друг друга. Такое воздействие происходит при конкурентной борьбе между различными участниками рынков. Доходы одного субъекта экономики оказываются в зависимости от ценовой политики, объемов выпуска, методов неценовой конкуренции других участников рынка.
Проблема производства общественных благ
Внешние эффекты являются важным условием формирования общественных благ. Они требуют государственного вмешательства в экономические процессы для достижения экономической эффективности деятельности и решения проблемы производства общественных благ.
Общественные блага – это блага, производство которых ориентировано на потребление одновременно многими людьми т.е. всем обществом. Такие блага связаны со снабжением электроэнергией поселений, обеспечением водными ресурсами, обеспечением национальной безопасности, созданием эффективной системы здравоохранения и др.
Данные блага интересны тем, что у них не имеется внутреннего эффекта, который оплачивается конкретным покупателем блага, но, зато, имеется масштабный внешний эффект, ориентированный на обеспечение совместного удовлетворения потребностей различных потребителей сразу. При этом общественные блага характеризуются следующими свойствами:
- неконкурентность общественных благ. Она означает, что при использовании данного блага одним или, даже, несколькими потребителями не возникает ограниченности его потребления другими;
- неисключаемость общественных благ. Она отражает возможности потребления благ несколькими людьми одновременно и невозможности исключить потребления благ для какого-либо индивида, независимо от объемов его потребления другими.
Следует отметить, что данные свойства могут быть присущи общественным благам в разной степени. Чем больше эта степень, тем более «чистым» является общественное благо. Если эти свойства проявляются в лимитированном количестве, то общественные блага являются смешанными. Они могут быть исключаемыми и характеризоваться убыванием потребления.